вторник, 2 января 2018 г.

Творец рождественского кондака: центральный эпизод жития и его отражение в изобразительном искусстве

И рече ко мне: сыне человеч, снеждь свиток сей, и иди и рцы сыном Израилевым.
Иез. 3:1
В истории литургического творчества прп. Роман Сладкопевец (кон. V в. — ок. 556) известен как один из первых великих гимнографов и непревзойденный мастер кондакарного жанра [1]. Наша статья посвящена изобразительной традиции и символической интерпретации центрального эпизода «Жития» св. Романа — эпизода, благодаря которому «дурноголосый» и неграмотный пономарь Роман стал «сладкоголосым» гимнографом и автором главного рождественского песнопения, за что был прославлен Церковью в лике святых под именем Сладкопевца.
Согласно «Житию», будущий святой, сириец по происхождению, несмотря на многие добродетели, был несведущ в греческой грамоте и отличался слабым неприятным голосом. Будучи пономарем храма Софии Константинопольской, он был приближен к себе патриархом Евфимием, что вызвало зависть со стороны остальных клириков. Однажды в навечерие праздника Рождества Христова в присутствии императора и патриарха они силой вытолкнули его на амвон и заставили исполнять хвалебные песнопения, но своим голосом Роман вызвал лишь всеобщие насмешки. Тогда, придя домой, он стал истово молиться перед иконой Божией Матери и так заснул. Во сне ему явилась Богородица со свитком в руке. Она протянула этот свиток Роману и повелела съесть его. Роман исполнил наказ Божией Матери и, восстав ото сна, тотчас почувствовал прилив «неизреченныя сладости и утехи духовныя», в уме своем ощутил «разумение книжное, отверзе бо ему Дева Богородица, якоже иногда [2] сын ея апостолом, ум разумети писания; и наполнися сердце его премудрости великия». С того момента голос Романа преобразился и «течаше от уст его аки река премудрость» [3]; а первыми словами «сладкогласого» гимнографа, когда тот взошел на амвон, были: «Девая днесь Пресущественнаго раждает» — начальная строка знаменитого рождественского кондака.
Наиболее раннее из известных нам изображений явления Богородицы спящему Роману присутствует на одной из миниатюр Минология Василия II (Vat. Gr. 1613, fol. 78r). Этот Минологий, созданный в начале XI в. для императора Василия II Болгаробойцы, является древнейшим из дошедших до наших дней иллюстрированных греческих агиографических сборников. Миниатюра с изображением Божией Матери и прп. Романа принадлежит кисти мастера Мины. Манера исполнения миниатюры близка к живописи периода македонского ренессанса с характерными для нее античными чертами. Роман изображен полулежа, над ним склонилась Богородица; в правой руке у нее находится свиток, который она вкладывает в уста будущего гимнографа. Гармонично расположенные фигуры окружены гористым пейзажем, на заднем плане возвышается церковь. Моделировка объема дается свободными штрихами и цветовыми пятнами. Живо переданы движения и выражения лиц персонажей. Цвета подобраны с тонким вкусом. Миниатюра имеет золотой фон.

Комментариев нет:

Отправить комментарий