пятница, 24 февраля 2017 г.

Масленица по-старообрядчески

На церковном календаре — сырная неделя, в простонародье масленица. Существует множество народных традиций, связанных с этим временем года. Здесь и масленичные гуляния, проводы зимы, сожжение чучела Масленицы, кулачные бои и, конечно же, поедание блинов с употреблением разнообразных, в том числе горячительных, напитков. Как принято проводить эти дни в среде христиан-старообрядцев и разрешено ли им участвовать в подобных народных обрядах? Можно ли есть блины, которые по языческой традиции символизируют солнце? И вообще, благочестиво ли веселиться в эти дни? Об этом размышляют старообрядческие священники о. Иоанн Севастьянов и о. Иоанн Курбацкий.
 
О. Иоанн Курбацкий, настоятель Калужской старообрядческой общины
Христиане не участвуют в названных языческих забавах. Все это суетность. А сырная неделя — это уже преддверие поста, что особенно заметно в богослужении этих дней.
Церковь в своих песнопениях готовит нас к подвигу поста. Конечно, мы питаемся «широко», заговляемся, но не следует слишком предаваться чревоугодию, в том числе употреблению спиртного. В субботу мясопустную мы слышим в Евангелии:
«Внемлите же себе, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21:34).
Что касается блинов, то скажу словами великого апостола язычников Павла:
«Идол в мире есть ничто» (1 Кор. 8:4). И ещё: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:15).
Больше тысячи лет христиане едят блины, не вспоминая ни о каком языческом смысле этого блюда. В наше время духовного оскудения бурным цветом расцвело неоязычество. Люди, увлеченные им, видят (а зачастую додумывают) языческий смысл в орнаментах, узорах, деревянном зодчестве, кулинарии и т.п. Когда это становится религиозной практикой (родноверы), то участвовать в подобном христианам нельзя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий