вторник, 7 февраля 2017 г.

О старообрядчестве в Молдавии

5 февраля в Доме причта на Рогожском прошла лекция о. Андрея Вознюка «Современное старообрядчество Молдавии сквозь призму истории». Рассказ этого молодого образованного священнослужителя, настоятеля старообрядческого кафедрального собора в Кишиневе, всколыхнул воспоминания о посещениях Молдавии.
Лекция о. Андрея ВознюкаЛекция о. Андрея ВознюкаПервый раз это произошло в конце 80-х, когда мне нужно было поработать в гос. архиве Молдавии в связи с подготовкой кандидатской работы. Жил я тогда у писателя Ф. Чащина — автора не очень удачной книги о Белой Кринице. Чащин был не очень воцерковленным человеком, но очень честным и порядочным. Удивительно, что с архиепископом Никодимом, очень консервативным старообрядческим иерархом, их связывали дружеские отношения. Писатель неоднократно бывал у владыки в с. Старая Добруджа, где тот жил в доме племянницы. Владыка доверял ему и очень ценил его помощь. 11 февраля 1986 г. архипастырь почил, был похоронен рядом с могилой отца. Чин погребения совершили епископы Анастасий и Алимпий. Отчетливо помню день кончины архиепископа Никодима — об этом мне в Даниловом монастыре сообщил мой знакомый. Архиепископ Никодим вдали от московских чиновников–кураторов решал текущие церковные дела. Здесь, например, был решен вопрос о рукоположении о. Геннадия Четвергова из Казани и о. Виктора Жельцова из Москвы. В домашней библиотеке Чащина оказался ценный документ, связанный с иноками Павлом и Олимпием — знаменитыми искателями архиерея для восстановления трехчинной иерархии.
Посетил единственный тогда действующий в республике монастырь в с. Жабка. По пути в монастырь заехали в Куничи — крупное старообрядческое село. О. Иоанн, местный настоятель, очень любезно нас встретил, показал храм. Интересно, что вечером в нем мирянским чином совершалась павечерница с каноном Богородицы (это было в воскресение). Батюшка также показал нам место, где был женский монастырь (закрыли его в 1959 году). Основательницей этого монастыря были инокиня Персида — красивая деятельная женщина, уроженка Одессы. Многие военные хотели на ней жениться, но неизменно получали отказ (ей за это пришлось даже посидеть в тюрьме). Наконец, после краткого замужества, она приняла иноческий образ. Интересно, что за рулем нашей машины был долговязый латыш — настоятель Кишиневского костела. С ним мы много общались. Вначале он потянулся ко мне, а потом отношения охладели, когда я стал настойчиво говорить ему на тему погружательного крещения.
В самом Кишиневе также посетил старообрядческий храм, общался с епископом Тимоном и о. Симоном (ныне епископ Новосибирский Силуан). Владыка — уроженец Алтая, в Молдавию приехал в 1961-м году. Владыка Тимон пробыл на архиерейской кафедре недолго, всего полтора года. Похоронили его в родном селе.
В прошлом, как рассказал о. Андрей, в Кишиневе было три старообрядческих храма: Покровский, Никольский и Успенский (домовый). Переделанное здание одного из них в частных руках,  а два других разобраны. Была еще и единоверческая церковь — сейчас в ней служат по новому обряду. Действующий старообрядческий храм в центре Кишинева был закрыт в хрущевское время под предлогом реконструкции городского района (хотя был второй вариант плана, по которому храм не подлежал разрушению). Интересно, что старообрядцам было предложено самим разобрать храм (конечно, если это не было бы сделано, разрушили бы бульдозерами). Какое же все-таки это варварство! Взамен разрушенного храма власти передали старообрядческой общине старинный храм молдавской архитектуры в стороне от центра. Сюда переехала и епархиальная канцелярия. Раньше в храме размещался склад бумаги. Был он серьезно руинирован — на грани разрушения. Много потрудился для восстановления храма о. Панкратий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий