пятница, 24 февраля 2017 г.

125 лет со дня смерти изобретателя-металлурга Василия Степановича Пятова

Василий Степанович Пятов (1823-24.02.1892 гг.) родился в семье рабочего, работал на Златоустовской оружейной фабрике. В конце 1830-х годов переехал в Санкт-Петербург, где поступил учеником к часовому мастеру. Известно, что сконструированные им часы были приобретены в коллекцию Эрмитажа. Позже Василий Степанович поступил на работу в лабораторию принявшего российское подданство ученого Бориса Семеновича Якоби, став у него «первым рабочим» при опытах. Пятов писал:
«...Это время было для меня истинным академическим озарением, которое создает небеспоследственного человека. Это было то полное счастье мое, которым я вправе гордиться...»
В 1855 году В.С. Пятов получил должность главного механика на Холуницких железоделательных и чугунолитейных заводах в Вятской губернии. После прибытия на заводы изобретатель приступил к реконструкции главного Холуницкого завода — устроил слесарную мастерскую, начал строительство двухэтажного «механического заведения». Весной 1856 года по его проекту была построена газосварочная печь «для тяжелого кубового железа» (котельного железа толщиной 1—1,5 дюйма), после пуска которой «железо вышло против обыкновенного мягче, что дознано практически при прокате оного». В 1857 году он был назначен управляющим заводами.
В.С. Пятов при производстве броневых плитВ.С. Пятов при производстве броневых плит
В новом качестве Василий Степанович много времени уделял устройству различных прокатных станов, произведя расчеты и сделав калибровку валов для стана, прокатывающего круглое, квадратное и брусковое железо и проволоку. В те же годы было сделано его основное изобретение, описываемое как «высокопроизводительный способ производства броневых плит прокаткой с химико-термическим упрочнением их поверхности». Суть нового способа заключалась в отказе от сварки броневого листа под ударами молота, когда из отдельных тонких листов последовательно сваривались 2 листа в один пакет, затем — 2 пакета вместе и так далее, что требовало множества нагревов. Изобретатель предложил вырабатывать броню на созданной им листо-катальной машине, имевшей тяжеловесные верхние валки, оснащенные подъемным приспособлением. И нижние и верхние валки нового стана были приводными.

Комментариев нет:

Отправить комментарий