среда, 9 ноября 2016 г.

Михаил (Семенов), епископ Канадский


Епископ Михаил (Павел Васильевич Семенов, 1874 — 9 ноября 1916 гг.)

Павел Семенов (будущий епископ Михаил) родился в семье крестьянина Симбирской губернии. Год его рождения требует уточнения, в одних источниках указан 1874-й, в других (например, старообрядческим историком П. Власовым в статье, приуроченной к смерти владыки) 1873-й год. Семья будущего епископа принадлежала к никонианскому расколу. Путь его к старой вере, к подлинному православию, хранящему заветы дониконовской Русской Церкви, не был простым. Первоначальное духовное образование Павел получил в Симбирской духовной семинарии, по окончании которой в 1895 году поступил на казенный кошт в Московскую духовную академию. В 1897-м был переведен на третий курс Казанской духовной академии. Еще в студенческие годы он начал литературную деятельность, публикуя статьи в «Симбирских губернских ведомостях».
Будучи студентом академии, 26 ноября 1899 года пострижен в иноки с наречением имени Михаил, 28 ноября посвящен в иеромонаха. Уже в это время отец Михаил заинтересовался старообрядчеством и полюбил его, ибо в старообрядчестве он увидел истинное православие, соблюдающее обычаи, устои и соборность первохристианства.
В 1899 году священноинок Михаил закончил духовную академию. По окончании курса как лучший из студентов был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата при кафедре канонического права. Для совершенствования образования был командирован за границу, с марта по июль 1900 г.
С 26 августа 1900 года – преподаватель Воронежской духовной семинарии. 18 декабря 1901 года в Казанской духовной академии иеромонах Михаил защитил диссертацию на соискание степени магистра богословия по теме «Законодательство римско-византийских императоров о внешних правах и преимуществах церкви». Будучи переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию, он активно влился в интеллектуальную жизнь столицы, участвовал в Религиозно-философских собраниях, а вскоре принял самое активное участие в подготовке так называемой Записки 32-х священников, предлагавшей широкую программу реформ синодальной церкви.
В 1905 году иеромонах Михаил был посвящен в сан архимандрита. Архимандрит Михаил открыто выступил против антиканонических начал в управлении господствующей церкви. За эту правдивую и основательную критику он был в 1906 году удален из духовной академии и сослан в Задонский монастырь. Через несколько месяцев в связи с тяжелой болезнью отца он покидает монастырь. Продолжается литературная борьба за соборность церкви. В 1906 году он знакомится со старообрядческим епископом Иннокентием (Усовым), публикует в нижегородском журнале «Старообрядец» статьи, конечно, под псевдонимом.
В августе 1907 года архимандрит Михаил направляет в редакцию нижегородского журнала «Старообрядец» свою статью, содержание которой свидетельствует о его полном признании истинности Старообрядческой Церкви. Не видя возможности продолжать деятельность публициста, оставаясь в господствующей церкви, 23 октября 1907 года архимандрит Михаил присоединился к старой вере. Чин присоединения совершил нижегородский священник Григорий Спирин(впоследствии епископ Гурий) по благословению епископа Иннокентия.
Когда я был еще студентом, я уже любил вас как братьев. Мне были дороги и близки ваши страдания. Душа моя стремилась обнять вас. И вот я пришел к вам. Примите же меня как брата,
— говорил архимандрит Михаил в одной из своих проповедей в 1907 году вскоре после присоединения.
22 ноября 1908 года Совет Всероссийских съездов старообрядцев получил письмо из Канады, в котором говорилось, что многие христиане, живущие там, имеют желание присоединиться к старообрядчеству. Епископ Иннокентий единолично рукоположил архимандрита Михаила в сан епископы для поездки и проповеди в Канаде. Вскоре, однако, выяснилось, что паства там не так велика, как сообщало письмо. По этой и другим причинам епископ Михаил вынужден был вернуться, доехав только до Гавра (Франция). Единоличное рукоположение стало впоследствии предметом рассмотрения на Освященных Соборах. Владыка Михаил не получил епархии в России, оставаясь епископом-проповедником. Он много писал для старообрядческих журналов «Церковь» и «Слово Церкви», продолжал сотрудничать в светских изданиях. 
Читать далее: http://ruvera.ru/people/episkop_mihail

Комментариев нет:

Отправить комментарий