вторник, 8 ноября 2016 г.

Юбилейный «Вестник Митрополии»

Современные издания «Вестника Митрополии»Современные издания «Вестника Митрополии»
Вот уже более двенадцати лет Московская Митрополия выпускает собственное печатное издание «Вестник Митрополии». На днях вышел в свет юбилейный пятидесятый номер.
Стоит сказать несколько слов о непростой истории этого издания. До революционных событий 1917 года в России издавались десятки газет и журналов, принадлежащих старообрядческим согласиям. Особенно благоприятный период старообрядческая пресса переживала после известного указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Из 32 дореволюционных старообрядческих изданий 27 появились после 1905 г. Старообрядцы, приемлющие священство Белокриницкой иерархии, в России издавали 16 журналов и газет. Среди них такие известные и популярные газеты и журналы, как «Церковь», «Слово правды», «Голос Церкви», «Старообрядец», «Народная газета», «Голос старообрядца». В 1909 г. киевские старообрядцы начали выпуск журнала «Церковное пение», ставшего затем более универсальным по содержанию и переименованного в «Старообрядческую мысль» (1910–1917, по май включительно). С сентября 1913 по авг. — сент. 1914 г. в Москве издавался ежемесячный духовный журнал «Старообрядческий пастырь».
Стоит отметить, что непосредственно официального издания, выпускавшегося под патронажем Московской Архиепископии, не существовало. Судя по всему, такую функцию в разные годы выполняли другие популярные старообрядческие издания, которые рассказывали об официальных событиях церковной жизни: Освященных Соборах, новостях Архиепископии, освящении храмов и т.п.
После Октябрьского переворота 1917 года старообрядческая периодика была фактически запрещена. Такое положение сохранялось вплоть до конца Второй мировой войны, когда представители Архиепископии смогли добиться разрешения на выпуск церковного календаря. Этот календарь на долгие годы стал единственным периодическим информационным изданием старообрядческой Церкви. Несмотря на имеющееся желание издавать «Вестник Архиепископии» — а подобные планы имелись с конца 40-х, — все попытки получить разрешение у властей терпели неудачу.
Разумеется, церковный календарь не мог заменить собой полноценное информационное издание. Он выходил раз в год, в нем могло публиковаться весьма ограниченное количество материалов, а сам журнал тщательно проверялся сотрудниками Совета по делам религий. Советские чиновники должны были просматривать весь макет журнала и отмечать на каждой странице разрешение на ее печать.
Положение изменилось лишь после 1988 года и празднования тысячелетия Крещения Руси, когда в нашей стране постепенно открылись шлюзы второго за XX век освобождения духа и совести. Полученные в конце 80-х — начале 90-х годов свободы, однако, не принесли немедленных плодов. Издательская деятельность старообрядческих согласий, и в том числе Русской Православной Старообрядческой Церкви, в 1990-е годы была незначительной. Причиной этого в первую очередь стало драматическое состояние Церкви после десятилетий безбожного террора. Не хватало ни сил, ни средств, ни специалистов для развития полноценной издательской деятельности. Имеющихся возможностей хватало только на издание самого необходимого — церковного календаря, молитвенника и отдельных богослужебных чинов.
Однако в старообрядчестве зрело понимание, что без качественной старообрядческой периодики, в том числе и официальной, невозможно нормальное бытование Церкви в условиях современного информационного общества. Также выяснилось, что многие чада Русской Православной старообрядческой Церкви не в курсе основных событий церковной жизни, а решения Освященных Соборов неизвестны едва ли не большинству христиан.
Читать далее: http://ruvera.ru/news/vestnik_mitropolii

Комментариев нет:

Отправить комментарий