среда, 30 ноября 2016 г.

Встреча с поморскими наставниками

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма святителя Николы на Берсеневке (РПЦ), недавно побывал в одном из духовных центров старообрядцев-безпоповцев — Преображенском
***
Василий Федотович Нечаев, один из главных наставников Московской поморской общины, пригласил меня на встречу с поморскими наставниками на Преображенку. С Василием Федотовичем я знаком уже несколько десятилетий, неоднократно тепло о нем отзывался в своих воспоминаниях. В принципе, я и сам высказывал пожелания о такой встрече. Да, тяжела ноша «никонианского куратора старообрядчества» — как меня назвали на одном старообрядческом форуме. Часто приглашают — не откажешься, нередко и сам стремишься. А ведь годы идут, и здоровье подводит.
Позиция Василия Федотовича в общем известна. Наверное, самое часто произносимое им слово: «замирщение!» В этой связи возникли сложности с питанием в воскресный день. Ехать пришлось сразу после Литургии. Безпоповцы точно не накормят, исходя из принципа несообщения в пище и питии. Вряд ли у них обретется достаточного количества «поганой» посуды не для своих. С собой сундук с посудой и продуктами не привезешь. В этом случае, особенно когда время поджимает, выход один: по бутерброду в процессе движения автобуса, когда, наверняка, чай расплескаешь.
Вот она Преображенка — одно из самых моих любимых мест в столице. Что нас ждет на встрече с наставниками: очередная порция агитации или интересующие их вопросы? Есть у них многоособенностей, которых нет у других. Речь не о священстве и Таинствах, которые у них отсутствуют(кроме крещения), а о том трудноуловимом, что насыщает атмосферу, о тех деталях, которые не встречаются в других местах. Как всегда более активны прихожанки. Целая их вереница в длинных сарафанах подтягивается к общинному дому поморцев. Ассоциация с известным фильмом-хитом советского времени «Белое солнце пустыни». Помню, как-то один старообрядческий архиерей осматривал наш большой церковный дом. Проходим по коридору левой половины дома. Я даю объяснения: «Вот здесь ночует секретарь общины Зинаида, а там помощник старосты Антонина. Рядом живут грузинки и т.д.». Переходим в правую сторону дома, где расположены моя келья и кабинет. Владыка задумчиво спрашивает: «Отец Кирилл, а живут ли у вас здесь мужчины?» Я: «Ну как же! Вот здесь водитель Александр с дворником Петром, там разнорабочий Евгений и т.д.». Проблема в том, что среди прихожан, как и везде, мужчины в меньшинстве, и они зачастую менее активны, чем женщины.
Москва. Преображенка. Храм Успения Пресвятой Богородицы (1784-1790) Московской Поморской старообрядческой общины древлеправославной Поморской церквиМосква. Преображенка. Храм Успения Пресвятой Богородицы (1784-1790) Московской Поморской старообрядческой общины древлеправославной Поморской церкви
В назначенное время мы, «как штык», на месте. Нечаев в моленной беседует с участниками очередной экскурсии. «Около 230-ти изменений внесли реформаторы. Ввели новое имя Спасителя — Иисус. Дмитрий Ростовский хулил имя Христово Исус, кощунственно утверждая, что оно переводится как «равноухий». Архиерейский жезл был в виде якоря, а стал с главами змей. В чине крещения призывали лукавого духа. В Символе веры опустили слово «Истиннаго» в отношении Святаго Духа — получается, что Истиннаго Духа изгнали, а лукавого — приняли (эта двусмысленная формулировка в чине крещения была исправлена в начале прошлого века — иг. Кирил). Стали крестить обливанием. Действительны ли священники, крещенные таким образом? На истинное двуперстное крестное знамение проклятие наложили. Партесное пение ввели».
Процитировал профессора Каптерева, который писал, что церковная реформа 17-го века была «сплошным недоразумением и ошибкой» и что для уврачевания средостения нужен новый Собор.
«Наши посланники, — продолжал Василий Федотович, — объехали разные места и нигде не нашли благочестивого священства. Новообрядцы пошли за новогреческой церковью. Патриарх Алексий на каждом собрании говорил, что пора переходить на старые Уставы» (25 лет участвую в Епархиальных собраниях московского духовенства и ни разу такого не слышал. Да, он призывал совершать крещение через полное погружение — не более того — иг. Кирил).
«Разделения и вражда приносят только вред. Больша́я польза будет Отечеству и вере нашей, если будет соединение — они будут крепче».
Вышли из моленной, зазвонили колокола бывшего единоверческого монастыря. Спрашиваю Василия Федотовича: «Как Вы воспринимаете этот звон?» Он уклончиво: «Не знаю, что Вам сказать».
В общинном доме за длинным столом расположились три поморских наставника и три крылошанина(один из них, с грустными глазами, похожий на белого офицера накануне отъезда из Отечества, все приговаривал: «Переходите к нам, мы вас покрестим, и будем очень рады вам»).

Комментариев нет:

Отправить комментарий