среда, 27 июня 2018 г.

«Щекотливые» откровения уральского тайновидца (часть II)

«Я сам пишу и вздрагиваю,
а кто наталкивает – сам не знаю».
Иродион Уральский
Толковый Апокалипсис, л. 459об.

В предыдущей части «Щекотливых откровений» мы рассказывали об удивительном лицевом манускрипте — Толковом Апокалипсисе конца XX в., принадлежащем перу загадочного книжника из Нижнего Тагила, что скрывался под псевдонимом «Иродион». Сегодня мы продолжим рассматривать данный памятник: узнаем о его исторических предшественниках и познакомимся с избранными фрагментами текста.
***
Столь подробная «актуальная» интерпретация «лиц» «Откровения Иоанна Богослова», как то имеет место быть в рукописи Иродиона, — случай поистине уникальный: от его истолкования не ушел почти ни один из представленных образов. Впрочем, данное обстоятельство не отменяет наличия у памятника исторических предшественников, ставящих его в контекст определенной традиции, которая насчитывает не одну сотню лет.
Так, известны как минимум два лицевых списка Толкового Апокалипсиса, где ряд персонажей повествования выведены в виде действующих лиц российской истории XVII–XVIII вв. Прежде всего, это лицевой Апокалипсис из коллекции Лаборатории археографических исследований Уральского федерального университета, выполненный уральским художником Петром Заверткиным (1689–1768) во второй четверти XVIII столетия (ЛАИ ИГНИ УрФУ, XIV, 42p/421). Здесь на миниатюре к главе 53 (Откр. 17:1–5) в роли блудницы, восседающей на багряном звере, представлена, по предположению многих исследователей, императрица Анна Иоанновна.
Апокалипсис Петра Заверткина, л. 179Апокалипсис Петра Заверткина, л. 179
А на миниатюре, предпосланной главе 59 (Откр. 19:17–21), антихристово воинство возглавляют лица, имеющие портретное сходство с императором Петром I и его ближайшим соратником Александром Меншиковым.

Комментариев нет:

Отправить комментарий