пятница, 15 июня 2018 г.

Анастасия Буцко: «Религия и старообрядчество для него всегда были, помимо всего прочего, элементом эстетическим»

3 июня 2018 года концертом в Большом зале консерватории завершился мини-фестиваль, посвященный 80-летию композитора Юрия Буцко (1938-2015). Его программа включала в себя концерты, научную конференцию, презентацию фонда. Юрий (Георгий) Маркович является создателем многочисленных произведений практически во всех известных музыкальных жанрах. С молодых лет Ю. Буцко воспринял культуру, уклад, быт древнего Православия. С тех пор старообрядчество составило важнейшую часть мировоззрения композитора, что отразилось в образном и интонационном строе его сочинений. Он оказался одним из первых русских композиторов советского времени, кто встал на стезю духовного «служения» в музыке, но избрал свой путь. Он не пишет музыку для Церкви и воплощает религиозные идеи в произведениях исключительно концертного предназначения. Сочинение на темы знаменного распева Юрий Буцко создал в конце1960-х. В те времена, когда церковь была отделена от государства, непреодолимой стеной, Юрий Буцко решил познакомить посетителей концертов с тем, что считал самым ценным в русской культуре. Жанр произведения он определил как проповедь.
Старообрядчество хранило все века этот знаменный распев, им не надо объяснять. Это часть службы, этот канон. Великий канон. Чтобы познакомить людей менее осведомленных, я прибегнул к такому жанру, как проповедь. Это род музыкального толкования того содержания, которое есть в данном знаменном распеве. У каждого своя образность, содержание.
Примечательно, что Буцко, знающий современный церковно-певческий обиход и хорошо знакомый с древней традицией, не прибегает в своем творчестве напрямую к церковно-певческим формам, то есть не сочиняет музыкальные циклы литургии, всенощного бдения и прочее. Ему очевидны преграды, возникающие при совмещении современного художественного сознания с требованиями церковного канона, и потому он не посягает на «богослужебность» своих композиций и всячески избегает «декоративной» стилизации церковной интонационности. Именно поэтому композитор всегда подчеркивал, что «знаменный лад» Полифонического концерта ни в коей мере не является «универсальной», «тотальной» системой, подобно додекафонии, сериальной технике и прочее.
Георгий Буцко долгие годы был прихожанином кафедрального Покровского собора Рогожского кладбища (РПсЦ). Даже в преклонных годах он посещал великопостные Богослужения, отмаливаясь сотни поклонов Марииного стояния. В 2009 году он был награжден грамотой Московской Митрополии «за возрождение древнерусских музыкальных традиций в современной классической культуре».

Комментариев нет:

Отправить комментарий