понедельник, 11 июня 2018 г.

Оригинальные сочинения городецкого каллиграфа и художника Ивана Блинова

Нужно хранить и изучать искусство и старину,
не стесняться тем, что некоторые мало имеют понятия о ней.
Это постепенно постигается. Я тоже не проходил классного курса учения,
но только практически, своими стараниями и трудами.
И. Г. Блинов
Обзор городецких храмов
 
В предыдущих материалах — «Пуще всех художникоф»: крестьянин-книгописец Иван Блинов. Часть I«Пуще всех художникоф»: крестьянин-книгописец Иван Блинов. Часть II, и «Писмецо мое читай, а меня не забывай»: эпистолярное наследие Ивана Гавриловича и Веры Павловны Блиновых — мы уже рассказывали о жизни и творческом наследии Ивана Гавриловича Блинова (1872–1944), чьи работы в области каллиграфии и книжной живописи явились связующим звеном между искусством русского ретроспективизма и бытовавшей в среде старообрядческих ремесленников изобразительной традицией Средних веков.
Иван Гаврилович Блинов (1872–1944)Иван Гаврилович Блинов (1872–1944)
Однако помимо того, что Блинов был выдающимся каллиграфом и миниатюристом, он также проявил себя как самобытный книжник и краевед — автор-составитель оригинальных произведений. Причем в его оригинальных сочинениях отразились не только сохраняемая старообрядцами книжная традиция Древней Руси и синодальная культура эпохи модерна, но и культурная революция первых лет советской власти, ниспровергавшая все предшествующие устои. Живший в эпоху перемен, художник испытал влияние сразу трех векторов культурной жизни России конца XIX — начала XX в.
На сегодняшний день известны следующие оригинальные работы, составленные непосредственно И. Г. Блиновым (в хронологическом порядке): 1) «Повесть крестьянина и книгописца Ивана Гаврилова Блинова» [1]; 2) «Автография жизни моей» [2]; 3) «Обзор городецких храмов и некрополя» [3]; 4) «Биография Григория Матвеевича Прянишникова» [4]; 5) «История города Городца Горьковской области» [5].
I. «Повесть крестьянина и книгописца Ивана Гаврилова Блинова» написана Иваном Блиновым не ранее 1904 г. Рукопись формата 22×18 см не переплетена и состоит из 6 сложенных между собой листов желтоватой бумаги. Почерк манускрипта имитирует полуустав середины – второй половины XVI столетия. Основной текст написан темными чернилами, заголовок выделен киноварными. В работе имеются незначительные лакуны. Окончание (текст 6-го листа) утрачено. Стилизованное сочинение создано на московском изводе церковнославянского языка, употребляемого в богослужебной традиции старообрядческих согласий. Повесть носит автобиографический характер и представляет собой своеобразную исповедь, содержащую архетипический сюжет об одержимости нечистым духом. Увлекательное дидактическое повествование с элементами видения рассказывает о падении и чудесном исцелении, об опыте соприкосновения с загробным миром, о силе молитвы и покаяния.
II. «Автография жизни моей» была закончена 12 апреля 1919 г. Работа написана в тетради из 14-ти листов. В документе расписаны не только всевозможные подробности из жизни и творчества мастера, но и упомянуты его многочисленные контакты, в том числе в придворных кругах. Позже некоторые фрагменты текста были вычеркнуты. В конце рукописи художник перечислил членов своей семьи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий