вторник, 8 марта 2016 г.

Межстарообрядческое сотрудничество: прошлое, настоящее, перспективы

3 марта 2016 года состоялся круглый стол на тему «Актуальные проблемы старообрядчества», на котором присутствовали представители основных старообрядческих согласий России. Протоиерей Андрей Марченко (настоятель храма Архангела Михаила в г.Урске, РДЦ) выступил на тему «Межстарообрядческие отношения». В своем докладе о. Андрей рассказал об опыте межстарообрядческого сотрудничества в прошлом и настоящем, а также обрисовал его перспективы. К сожалению, ограниченное время выступления не позволило о. Андрею полностью озвучить свой доклад. Сегодня мы публикуем полный текст доклада.
Инициативы по созданию рабочей группы по координации межстарообрядческого сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством вызвали в старообрядческой среде неоднозначные оценки. В связи с чем я хотел бы поделиться своим видением данного вопроса и постараться отвести от идеи межстарообрядческого сотрудничества несправедливые подозрения и обвинения.
Целью моего доклада является намерение показать, что межстарообрядческое сотрудничество имело место с самого начала разделения единого древлеправославного движения на согласия и особенно активизировалось после дарования религиозных и политических свобод в начале ХХ века. А также обозначить причины, по которым это сотрудничество необходимо развивать в настоящее время.
Три с половиной века минуло с начала церковной смуты, учиненной в Русской Церкви патриархом Московским Никоном. Церковный раскол потряс здание Церкви до самого его основания, а реформаторский, так называемый Большой Московский собор 1666-1667 годов, не только обрушил на не покоряющихся неправде христиан череду гневных и несправедливых проклятий, но и обнажил на них меч безжалостных гонений. Сотни тысяч поборников отеческой веры, противников антицерковных реформ высокомерного и жестокого патриарха вынуждены были бежать с обжитых мест в самые дальние уголки отечества и за его пределы. Желая сохранить Церковь в том виде, как была она унаследована от великого сонма русских святых, во всей ее древней красоте и духовном величии, древлеправославные христиане предпочли нелегальную жизнь, но по Божьей правде, относительно спокойной жизни во лжи.
Изначально выступая единым фронтом, единой силой, противоставшей церковной реформации, со временем в среде самих уже древлеправославных христиан выявились канонические и вероисповедальные противоречия, заключавшиеся в разнице в оценках сути реформ патриарха Никона и их экклесиологических последствий. Неутихающие многолетние репрессии, по сути своей переросшие в настоящий геноцид, не давали древлеправославным христианам возможности для всеобщего, всестороннего, тщательного соборного рассмотрения выявившихся противоречий. В конечном счете это обусловило постепенное разделение единого доселе древлеправославного общества на два ключевых направления — приемлющих священство, переходящее от сторонников реформ (новообрядцев), и тех, кто считал таковое священство совершенно неприемлемым и предпочел вовсе остаться без пастырского окормления, считая такое положение более безопасным для своего спасения, нежели окормление священниками, рукоположенными по книгам, подвергшимся Никоновой справе. Оба направления, как всем здесь известно, получили от сторонников реформ наименование «беглопоповцы» и «беспоповцы».
Но, несмотря на вполне оформившиеся разногласия между противниками реформ патриарха Никона, все так же общей для них оставалась любовь и преданность Древлеправославию, трепетное отношение к литургическому наследию дораскольной Церкви и неприятие реформированных чинов и обычаев.
Безусловно, это было значимым фактором, который способствовал сохранению ментального единства всех противников реформ патриарха Никона, что, в свою очередь, являлось предпосылкой для сохранения социальных связей между разделившимися на так называемые согласия древлеправославных. Такие связи осуществлялись как в рамках простых частных контактов, так и в более сложных видах общественных взаимодействий и отношений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий