среда, 23 марта 2016 г.

Многие старообрядцы хотели видеть его предстоятелем Русской Церкви

От редакции:
На сайте «Русская вера» в разделе «Библиотека» размещена копия архива старообрядческой Архиепископии, находящегося в фонде № 1475 Российского Государственного Архива Древних Актов (РГАДА). Документы Архива представляют интереснейший клад для исследователя. Так, сразу в нескольких делах заключены повороты судьбы старообрядческого святителя Арсения, епископа Уральского. Будучи епископом Уральско-Оренбургским, Арсений был избран временным управляющим Московским Архиепископским престолом. Многие христиане хотели его видеть Архиепископом Московским и всея Руси, называя его «великим светильником», «учителем православия». Но вследствие клеветнических измышлений недоброжелателей Освященный Собор решил иначе. Многие епархии желали, чтобы епископ Арсений стал их архипастырем. Богословские труды владыки Арсения вызывали неоднозначную реакцию среди старообрядцев, неоднократно в письменную полемику с ним вступал священник Василий Механиков. (Начало в статье «Тайны книг святителя Арсения Уральского»). 

Избрание Архиепископа. Постановление Собора о чинопоследованиях, составленных епископом Арсением

Иоанн (Картушин) — предстоятель Древлеправославной Церкви Христовой старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию (1898-1915 гг.), с титулом архиепископ Московский и всея Руси. Иоанн (Картушин) — предстоятель Древлеправославной Церкви Христовой старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию (1898-1915 гг.), с титулом архиепископ Московский и всея Руси.
Временно управляя Архиепископским престолом, епископ Арсениймного сделал, чтобы наладить  ежегодные собрания Освященных соборов. 10 октября 1898 года на Московский архиепископский престол был избран Иоанн (в миру Иустин Авксентьевич Картушин, 1837-1915 гг.), епископ Донской. В июле 1899 года старообрядцы сел Городец, Кеньшево, Васильево, Еловка, деревни Федурино и других  
Нижегородской губернии обратились к Освященному Собору с прошением перевести епископа Арсения на Нижегородскую епархию с Уральской, так как Нижегородский епископ Кирил вследствие преклонных лет, болезней принял решение провести остаток своей земной жизни в покое и безмолвии, приняв схиму. Известно, что владыка Кирил выказал пожелание, чтобы его преемником стал епископ Арсений [1].
11 октября 1898 года на заседании Освященного Собора среди прочих вопросов решалась и судьба чинопоследований, написанных епископом Арсением. «ОСВЯЩЕННАГО СОБОРА СТАРООБРЯДСТВУЮЩИХ ЕПИСКОПОВ РОССИЙСКИЯ ОБЛАСТИ. По отношению анонимно-распространяемой записки об исправленных церковных чинах Арсением епископом Уральским. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Освященный Собор в заседании своем 11 Октября 1898 года выслушав анонимно-распространяемую записку, в которой указаны обвинения против Арсения Уральского, что он якобы стремился восхитить Московский Архиепископский престол и заменил некоторые молитвы другими и справил порядок некоторых чинопоследований, руководствуясь книгами никоновскаго издания, и Петра Могилы; а также выслушал и объяснение Преосвященнаго Арсения изложенное и представленное им Освященному Собору в особой докладной записке и рассмотрел самые те древлеписьменные и печатные книги которыми он руководствовался при пересмотре изданных им чинопоследований Постановил: I-е. Обвинение возведенное против Преосвященнаго Арсения в происке Московскаго Архиепископского престола признал явно клеветою, и 2-й все замененные им молитвы и исправленныя последования чинов, им изданных взятые из книг еретических или Петра Могилы, как недобросовестно указано в анонимной записке, но из книг православных древлеписьменных и печатных. А посему и это обвинение Освященный Собор признал недобросовестным. Имея тщание к благому и мирному преуспеянию  святой церкви мы, Освященный Собор, ПОСТАНОВЛЯЕМ: никому из членов нашего святой церкви-ни духовным ни мирским ни каких чинов и книг богослужебных впредь без рассмотрения их освященным собором Епископов не издавать и не распространять. А книги изданные преосвященным Арсением както: чин Исповеди, святаго крещения, иноческого пострижения и последований святых Богоявлений, хотя исправленныя им и на основании книг православных, но изданных не при первых пяти патриархах Московских, мы Освященный Собор определяем невводить их во всеобщее употребление церковных богослужений. Все же лица, которыя окажутся не покорными сему определению Освященнаго Собора будут подвергнуты, в силах канонов Святой церкви Соборному Суду. Октября 11 дня 1898 года. Подписи те же» [2].
Читать далее: http://ruvera.ru/articles/arsenii_uralskii_2

Комментариев нет:

Отправить комментарий