четверг, 31 марта 2016 г.

Алексий, человек Божий, и его антипод

Многие святые названы в святцах по месту рождения или своего прославления (Никола Мирликийский, Мария Египетская и т.п.). И только немногие удостоились называться по своим душевным качествам. К последним относится и житель Рима Алексий, вошедший в историю христианства с именем «человека Божия», данного ему Самой Божией Матерью.
Мы воспринимаем уроженцев Италии как людей темпераментных, выражающих свои чувства и мысли активными жестами и речами. Итальянец Алексий, судя по его житию, был настолько смиренным, что в собственном доме жил как последний нищий, никем не узнанный. «Чужой среди своих» — так коротко можно сказать о жизни человека Божия. Его личный пример помог мне на ранней стадии воцерковления: очень трудно быть в вере, когда твои близкие и родные не понимают тебя. Имя «защитника» (так переводится с греческого Алексий) защищало от разных «домашних» напастей. Немудрено, что к святому и всему, что с ним связано, испытывала особый интерес. Так в моей библиотеке появилась книга Павла Флоренского «Имена».
«Расшифровывать» имя — дело странное для христианства, но не будем строго судить философа, а посмотрим на сей феномен с точки зрения культурологии. «У Алексея нет шага, а — скольжение», — пишет отец Павел, утверждая, что подсознательное образует в Алексее более глубокий пласт, чем сознание.
Духовно возрастая, Алексей…в пределе стремится к юродству.
Флоренский пишет о некоей неприспособленности Алексея к миру внешнему, неспособности к самостоятельному существованию в этом мире, о беззащитности и чуткости к символам.
…Алексий — по натуре своей импрессионист, и мгновенное impression овладевает им всецело, чтобы далее столько же всецело быть отвергнутым.
Это ли не национальное качество итальянца? Думал ли Павел Флоренский об Алексии, человеке Божием, когда писал свою книгу, мы не знаем, но тяга к юродству подмечена точно.









Святой Алексий, человек Божий. Икона, XVII век. Русь

Комментариев нет:

Отправить комментарий