понедельник, 19 марта 2018 г.

«Бог нас наказывает не за то, что мы грешим, а за то, что не каемся»

Традиционно во время Великого поста старообрядцы приступают к таинству покаяния, а по его совершении, по благословению духовного отца, приобщаются Святых Таин. В данной статье представлены советы священников по подготовке к исповеди и по дальнейшей организации личной духовной жизни.
***
Как правильно совершить переход от одного к другому духовному отцу?
Отвечает иерей Иоанн Севастьянов, настоятель храма РПсЦ в г. Ростове-на-Дону.
Для того чтобы сменить духовного отца, конечно же, нужно благословение. Ни один священник не имеет права не благословить Вас на окормление у другого духовника. Но благословение нужно для сохранения добрых отношений и для того, чтобы духовным отцом была сформулирована Ваша особая епитимия (если, конечно же, таковая имеется). Думаю, что другой священник не может Вас не принять на исповедь, хотя в жизни много что случается. Обязать его к этому никто не сможет. 
 
Как нужно относиться к словам духовника, с которыми ты не согласен и которые ты не готов принять?
В старообрядчестве нет такого преувеличенного значения духовника, как это наблюдается в новообрядчестве. В нашей Церкви сохранен древнехристианский принцип внутренней свободы во Христе. И поэтому окончательное решение своих жизненных вопросов каждый христианин принимает сам.
Отсюда следует, что духовное чадо ни в коем случае не является собственностью или рабом духовника. Да настоящий духовник никогда и не будет настаивать на своем, наперекор воле исповедующегося. Опытный духовник понимает, что человеку можно только советовать, помочь самому найти правильный ответ на тот или иной вопрос. Поэтому никто никогда не в праве оправдывать свои поступки исходя из слов того или иного духовника.
Расхожая пословица «Послушание выше поста и молитвы» является извращенным контекстом христианского делания. Мы знаем из слов Христа, что нет ничего выше поста и молитвы (Мф. 17, 21). Но, с другой стороны, можно привести многочисленные примеры бесприкословного послушания своим наставникам святыми людьми. И Сам Господь «был послушлив, даже до смерти». Это никак не противоречит вышесказанному. Эти примеры послушания характеризуются одним краеугольным принципом — добровольность.
Любое послушание может быть только добровольным. Если человек не принужден к исполнению того или иного действия никакими внешними обстоятельствами и авторитетами. Только в этом случае послушание может принести духовную пользу и результат. Если же человек вынужден следовать советам не по доброй воле, а ультимативно, по принуждению — духовному или физическому, то такое духовничество ничего не стоит, и очень часто приводит к духовным трагедиям. Если что-то совершается не добровольно, это уже не послушание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий