суббота, 17 марта 2018 г.

Возрождение Свято-Троицкого мужского монастыря РДЦ

В XVIII-XIX веках земли Стародубья просияли в староверии подобно святому Афону. Там среди густых лесов и необжитых пустошей были устроены древлеправославные монастыри, скиты и отдельные келии со множеством монашествующих. Несколько обителей было основано и в окрестностях посада Злынка Черниговской губернии. Одна из них устроилась Божьим промыслом в местечке Каменка, отстоящем от Злынки в паре километров и в 15 километрах от города Новозыбков. Сейчас это Свято-Троицкий мужской монастырь РДЦ, которому исполнилось 25 лет после второго возрождения.
Свято-Троицкий мужской монастырь РДЦСвято-Троицкий мужской монастырь РДЦ
Вот как по рассказу одного из современников было положено начало этой обители:
О происхождении этой старообрядческой женской общины, вот что мы можем сообщить. В двадцатых годах местность Каменка, окруженная леском из громадных лип, с родниками и быстрою речкой, понравилась одной богатой московской дочери, девицы Евпраксии Алексеевне Мошенской. Чрез своего доверенного она устроила здесь нечто вроде скита, который состоял первоначально из одного здания с разными службами, обнесеннаго оградою. Когда все было готово, Евпраксия приехала из Москвы с десятью, или около этого числа, спутницами и поселилась в Каменке. В числе ее спутниц были две, или три монахини: из них одну старшую звали Манефой, другую Александрой; остальные были девицы; женщин между ними было немного. Половина главного здания отделена была строительницею для моленной, которая, с приездом новых обитательниц, мало по малу украсилась святыми иконами в сребропозлащенных ризах, унизанных жемчугом, с бриллиантами и дорогими камнями. Открылось богослужение, при котором присутствовали, почти исключительно, одне обитательницы скита; редко кого из посторонних допускали оне в свою моленную.
После упокоения основательницы обители Евпраксии, в настоятельницы была избрана инокиняМанефа, которая за свою строгую жизнь, пользовалась уважением всех древлеправославных христиан, живших в окрестностях. Мать Манефа происходила из мещан Московской Каменной слободы и в миру ее звали Мария Петрова Ульянова. При настоятельнице Манефе Успенский женский скит в Каменке расширился, число насельниц в нем значительно умножилось. К 1840-м годам в скиту проживало 42 инокини, 80 послушниц и 8 трудников. В 1839 году настоятельница приобрела на аукционе дом, построенный в Каменке Злынковской купчихой Ефросиньей Шишкиной. Дом состоял из 6 комнат с сенями, в одной из которых была устроена моленная, или, как ее называли в скиту, «образная». В скиту имелось обширное собрание икон и библиотека старопечатных книг и рукописей. Несмотря на все исторические перипетии, попытки закрыть скит, обратить его в единоверческий, он, тем не менее, благополучно просуществовал до самой революции и был разорен большевиками лишь в 1920-е годы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий