вторник, 2 мая 2017 г.

Екатерина Матвеева: «Знаменное пение специально создано для молитвы!»

Екатерина Матвеева — основатель и куратор программы «Русское певческое искусство» в РХГА, директор школы вокального мастерства «Все поют», солистка ансамбля «Лик», преподаватель индивидуального вокала, основатель центра традиционной культуры «Зерно». Несмотря на то, что она не принадлежит к старой вере, ее любовь к древнему пению и знания о знаменном распеве поражают воображение. В эксклюзивном интервью Екатерина раскрыла многие тайны и тонкости древнего церковного пения.

***
 

Екатерина, расскажите об отличиях современной «попсы» и знаменного распева
Екатерина МатвееваЕкатерина МатвееваСовременные люди воспитаны в рамках европейской гармонической музыки. Строго говоря, любая популярная музыка, которая играет в маршрутке, наши любимые с детства песенки из мультиков или кинофильмов, академическая музыка, которую мы слышим в театре или филармонии — все это наследие классической европейской гармонии. И, к сожалению, большая часть людей совершенно не в курсе, что до музыки классического периода в России что-то было. Даже учащиеся консерватории мало что знают о древней истории. В российских музыкальных школах учебник музыкальной литературы начинается с М. И. Глинки, как будто бы раньше этого композитора не было ничего. И даже девочки, которые учатся в семинариях РПЦ на регентском отделении (а там как раз делается упор на музыку классического периода, что я называю итальянским или немецким влиянием в русской церковной музыке), не очень хорошо представляют, а что было раньше в русской музыкальной культуре.
Наша задача — дать нашим студентам и слушателям кругозор, показать, что раньше у нас была своя особенная музыкальная система, с очень большим количеством преимуществ. Ее можно смело назвать сакральной певческой традицией. У нас на отделении знаменный распев занимает первый год обучения, и это обусловлено рядом причин: это и идеальный педагогический материал для начинающих, и удачный ход для «спевания» нового ансамбля, и фундамент для всего здания церковной музыки. В течение остальных курсов мы прослеживаем развитие певческого церковного искусства до конца ХХ века и до современных нам композиторов. Основное наше идеологическое отличие от других заведений — это знакомство с музыкой, ориентированной на русскую традицию, ведь знаменный распев во многих случаях — это база, основа композиторской деятельности даже для современных авторов. Нашим студентам мы пытаемся сформировать такой кругозор, чтобы они понимали, в каком историческом культурном слое они находятся, что происходило до, что происходит сейчас и как можно интерпретировать разные исторические стили в современном звучании ансамбля.
В знаменном распеве нет нот, нет точной привязки к какому-либо звуку. Несмотря на то, что мелодическую строку ориентируют на звук «ми», эта строка может быть где угодно, где уставщику удобно, в зависимости от погоды, настроения, голосовых связок и так далее. В этом есть очень большое удобство и «шаг навстречу» певчему.

Комментариев нет:

Отправить комментарий