вторник, 20 декабря 2016 г.

Русские липованские селения в Румынии

От редакции:
На разных научных собраниях и круглых столах старообрядческой общественности высказывалось, что Древлеправославная Церковь и Община русских-липован Румынии — это два столпа, на которых в Румынии держится и сохраняется древлеправославие и исконная русская культура русских-липован. Старообрядцы-липоване представляют собой особую общность людей, сложившуюся на территории России или за её рубежом, внутри другой национальности. Опыт организации Общины русских-липован Румынии может быть весьма интересен при создании подобных общественных организаций в России, стоящих на страже интересов старообрядцев. К сожалению, и сегодня продолжают выходить публикации, представляющие русских-липован в тенденциозном и искажённом свете. Поэтому весьма своевременно будет исследование доктора филологических наук, румынского профессора Ф. Кирилэ, в котором он подробно рассказывает о происхождении и расселении «русских-липован».

***

Эмиграция русских старообрядцев в Румынию происходила поэтапно. Одним из первых русских липованских поселений на территории Румынии является село Липовень (первоначальное его неофициальное название было Соколинцы). Оно расположено в Буковине, недалеко от города Сучава. Это селение было основано в 1724 году на землях монастыря Митокул Драгомирней. В XVIII веке здесь был дремучий липовый лес. В нём была возможность укрываться гонимым старообрядцам от преследований царских властей.
В Молдове русские старообрядцы появляются впервые в 1743 году, когда на землях монастыря Пробота, в густом, почти непроходимом липовом лесу они основывают селение Маноля (Маныловка), недалеко от города Фэлтичень.
Благодаря своему географическому положению село Маноля играло в XVIII — ХIХ в.в.  важную роль, являясь своего рода духовным центром русского старообрядчества в Молдове. Об этом свидетельствует существование с того времени и до наших дней двух старообрядческих скитов — мужского и женского, расположенных на окраине села Маноля.
На территории Добруджи первые русские старообрядцы появились во второй половине XVIII в. Самые старые русские липованские селения в Добрудже — Сарикёй, Журиловка, расположенные на берегу большого лимана Разельм, Камень (Каркалиу), основанный на берегу Дуная, на высоком чёрном камне, Русская Слава — вдоль речки Слава, где в XVIII веке был дремучий лес. В этом лесу, на окраине селения Русская Слава, и были основаны в начале XIX века два монастыря — мужской и женский. Русская Слава стала с тех пор духовным центром старообрядцев Добруджи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий