воскресенье, 24 сентября 2017 г.

Сблизит ли протопоп Аввакум РПЦ и старообрядцев?

Четырехсотлетие со дня рождения знаменитого проповедника протопопа Аввакума будет отмечаться в России в 2020 году на государственном и на церковном уровне. Зампредседателя Синодального миссионерского отдела РПЦ МП игумен Серапион (Митько) рассказал РИА Новости, как осмысливает этот юбилей Русская Православная Церковь. 
Зампредседателя Синодального миссионерского отдела РПЦ МП игумен Серапион (Митько)Зампредседателя Синодального миссионерского отдела РПЦ МП игумен Серапион (Митько)
Отец Серапион, 400 лет — это, конечно, серьезная дата; может быть, повод что-то переосмыслить или на что-то взглянуть по-новому. Как вы спустя столетия оцениваете личность протопопа Аввакума, его вклад в отечественную историю и культуру, в историю Церкви? Могут ли предстоящие юбилейные мероприятия стать неким дополнительным импульсом к сближению между верующими РПЦ и старообрядцами?
Мне трудно увидеть в протопопе Аввакуме фактор сближения Русской православной церкви и старообрядцев, поскольку именно протопоп Аввакум был человеком, который в наиболее обнаженной форме показал те различия, которые нас разделяют. Собственно говоря, его оценка церковных реформ патриарха Никона была крайне отрицательной, и, насколько мне известно, он сохранил это мнение до конца своей жизни и отдал свою жизнь за свои взгляды.
А что касается оценки личности, то, с одной стороны, протопоп Аввакум является одним из деятелей раскола XVII века: он был чрезвычайно предан и верен древлеправославным традициям и крайне отрицательно — в очень жесткой, неподцензурной форме — высказывался в отношении этих реформ, наследницей которых является Русская православная церковь.
Вместе с тем протопоп Аввакум является очень яркой исторической фигурой, писателем. Его «Житие» вошло в историю русской литературы. Сегодня в нашей стране празднуют юбилеи самых разных исторических деятелей, и вовсе не обязательно, что культурное значение того или иного исторического деятеля коррелирует с отношением к нему Православной Церкви. Например, Лев Толстой был отлучен от Церкви, и вместе с тем очень многие православные любят его читать и считают его великим писателем. И в этом нет противоречия. То есть отношение человека к Церкви и его вклад в русскую культуру — это немного разные понятия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий