пятница, 22 сентября 2017 г.

Рукописная книга в традиционной культуре

В рамках старообрядчества книга обрела, пожалуй, еще более высокий статус, чем в Византии или в Древней Руси: в условиях утраты иерархии она оставалась, по сути, единственным пастырем и законоучителем. О книгах небесных и книгах земных, о ритуальных функциях книги и ее образе в изобразительном искусстве наш сегодняшний рассказ.
 
Книги суть главное в жизни.
Михаил Гавр, византийский эпистолограф XIV в.
В отличие от цивилизации Нового времени, культура восточнохристианского Средневековья основана «не на рациональном познании мира и Бога, а на Логосе-Слове» [1]. Именно поэтому на всем протяжении ее существования центральным компонентом данной культуры, вокруг которого выстраиваются иные ее сегменты, является книга, а именно «божественные писания». Помимо книг, имеющих непосредственное физическое воплощение, здесь также наличествует представление и о существовании книг небесных, горних.
 

Горние книги библейской традиции

Различные виды небесных книг упоминаются уже в Ветхом и Новом Заветах, а также в широком спектре межзаветной литературы: в «Первой» и «Второй Книге Еноха», в «Книге Юбилеев», в «Повести об Иосифе и Асенефе», «Завещании Авраама», «Апокалипсисе Софонии», «Откровении Варуха», в «Третьей Книге Ездры». В Библии наиболее часто упоминается «книга жизни» или «книга животная», куда Творец вписывает и из которой вычеркивает имена потомков Адама (Исх. 32:32–33; 68:29; 86:6; 138:16; Ис. 4:3; Дан. 12:1; Мал. 3:16; Лк. 10:20; Флп. 4:3; Евр. 12:23; Откр. 3:5; 13:8; 17:8; 20:12, 15; 21:27, 22:19) — спасутся «только те, которые написаны… в книге жизни» (Откр. 21:27). «Книга жизни» присутствует на миниатюрах славянорусских лицевых Апокалипсисов второй половины XVI — начала XX в. — в первую очередь, иллюстрирующих 12-й стих 20-й главы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий