четверг, 15 июня 2017 г.

Всеволод Чаплин: «Старообрядцы не могут не очаровать — думаю, очаровали они и Путина»

На днях президент России Владимир Путин посетил митрополита Корнилия (Титова) — настоятеля Русской Православной старообрядческой Церкви. В СМИ эта, казалось бы, рядовая встреча с представителем традиционной конфессии получила невероятное освещение. А случай с голубем в резиденции священнослужителя стал настоящим интернет-мемом. Вместе с тем колумнист «Реального времени» протоиерей Всеволод Чаплин считает, что старообрядцы для представителей либеральной интеллигенции, обративших пристальное внимание на эту конфессию, не союзники. В этой статье он делится мыслями, как в современных условиях Московскому патриархату и обществу в целом следует выстраивать отношения с православными братьями, с которыми были разделены несколько столетий назад.
Всеволод Анатольевич Чаплин — священник Русской Православной Церкви, протоиерей; настоятель московского храма Феодора Студита у Никитских ворот. Кандидат богословия Всеволод Анатольевич Чаплин — священник Русской Православной Церкви, протоиерей; настоятель московского храма Феодора Студита у Никитских ворот. Кандидат богословия

Новые единоверцы

Недавнее посещение президентом Путиным старообрядческого центра в Рогожской слободе на несколько дней привлекло к староверам внимание СМИ, спровоцировав разговоры о расширении перспектив этой религиозной общины — кстати, довольно массовой. Номинальных старообрядцев разных толков и согласий в стране насчитывается порядка миллиона, вне страны — еще четверть того. Активных членов старообрядческих общин вряд ли наберется больше нескольких десятков тысяч, но резервы роста, бесспорно, есть. Тем более что среди нынешних староверов, особенно в городах, как минимум треть относится не к потомственным членам этой общины, а к новообращенным. Среди старообрядческой интеллигенции таких, думаю, и вовсе большинство.
В Русской православной церкви также есть немало приходов, использующих «старый» обряд, — и появление их стало феноменом постсоветским, вовлекшим в себя почти исключительно городскую интеллигенцию. Да, единоверие — моление по дониконовскому обряду в «никонианской» церкви — существовало еще в XVIII–XIX веках, когда часть старообрядцев воссоединилась с господствующей церковью. Однако к последним годам советской власти оно почти полностью исчезло: помню, как в единственном на всю Москву единоверческом храме на той же Рогожке служили уже практически так, как и в остальных «никонианских» приходах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий