пятница, 2 июня 2017 г.

100 лет соборному прославлению мучеников за древнее благочестие

В 2017 году исполняется 100 лет соборному прославлению мучеников за древнее благочестие. Известно множество случаев, когда синодальная церковь и государственные власти  стремились прервать народное почитание старообрядческих святых теми или иными способами. 31 мая 1917 г. Собор постановил прославить старообрядческих мучеников; на следующий день большинство соборян проголосовало за составление особой службы каждому новому святому. Ф. Е. Мельников сообщает, что службы новопрославленным святым написал епископ Иннокентий (Усов).
***
Начиная с первых веков христианства Церковь неизменно вспоминает и восхваляет своих святых. Со времен князей Бориса и Глеба, первыми прославленными в наших землях, русская Церковь просияла целым сонмом подвижников: благоверных князей, преподобных, святителей и праведников.
После реформ патриарха Никона и церковного раскола староверие крепко хранило память о страдальцах конца XVII века и более поздних времён. К сожалению, их полноценное почитание было связано со многими сложностями и даже опасностями. Такая ситуация была связана, главным образом, с беспрецедентными гонениями, когда никоновские реформаторы стремились к уничтожению любой памяти о старообрядческих святых. Их соборное прославление, публичное, открытое почитание было практически невозможно. Известно множество случаев, когда синодальная церковь и государственные власти стремились прервать народное почитание старообрядческих святых теми или иными способами. Так, например, всячески скрывались места захоронений старообрядческих мучеников. Сами их тела нередко сжигались, а пепел развеивался, чтобы не допустить почитания останков подвижников. Во время так называемых «ветковских выгонок» — насильственного переселения старообрядцев с р. Ветка в другие регионы страны, были захвачены и сожжены мощи преподобных старцев — основателей ветковских монастырей.
Уже в конце XIX века, во времена, казалось бы, цивилизованных царствий Александра III и Николая II, подобная участь постигала и мощи других старообрядческих подвижников.
Тем не менее устойчивое почитание старообрядческих святых сформировалось в таких регионах, как русский Север, Ветка, Нижегородская губерния, Урал. Отчасти предания о святых находились в рукописях, но по большей части передавались устно. После революции 1905 года и издания императором Николаем II указа об укреплении начал веротерпимости в нашем государстве изменяется политический и духовный климат.
В этот период становится возможным соборное исследование, а затем и соборное прославление святых. Старообрядческие авторы этого периода указывают на необходимость исследования деятельности и подвигов, а затем последующего прославления не только старообрядческих подвижников благочестия, но и дораскольных святых, чья церковная деятельность не могла быть исследована в годы гонений.
Так, в 1909 г. Освященный Собор российских епископов Белокриницкой иерархии ознакомился с документами, призывавшими не медлить с прославлением старообрядческих мучеников. Это был доклад П. С. Макарова Десятому Всероссийскому съезду старообрядцев, проходившему в том же 1909 г., и доклад Собору от руководителей петербургского старообрядческого братства святых апостолов Петра и Павла. Во втором документе поимённо назывались епископ Павел Коломенский, протопоп Аввакум с соузниками Епифанием, Лазарем и Феодором.
Избранные святые: священномученики Павел, епископ Коломенский; протопоп Аввакум, иерей Лазарь; диакон Феодор и преподобномученик инок Епифаний. Икона находится в Покровском соборе Рогожского кладбища. XIX век, ГуслицыИзбранные святые: священномученики Павел, епископ Коломенский; протопоп Аввакум, иерей Лазарь; диакон Феодор и преподобномученик инок Епифаний. Икона находится в Покровском соборе Рогожского кладбища. XIX век, Гуслицы
30 августа 1909 г. (здесь и далее — все даты по старому стилю) Собор постановил собирать и изучать сведения, относящиеся к мученикам, пострадавшим за церковное благочестие. Соборы 1911 и 1912 годов возвращались к проблеме будущего прославления мучеников.
Вопрос о прославлении протопопа Аввакума, диакона Феодора, инокини Феодоры (Морозовой) и других пострадавших за древлее благочестие в конце XVII века несколько раз поднимался на Освященных соборах, проходивших после 1905 года. Но каждый раз власти в лице уполномоченного чиновника МВД требовали снять эти вопросы с рассмотрения по причине того, что главные исповедники Старой веры указанного периода рассматривались как «враги императорского дома и государства».

Комментариев нет:

Отправить комментарий