четверг, 27 апреля 2017 г.

Первое знакомство со знаменным распевом

Эмилия Аронова, прихожанка храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы в г. Казани, делится своим опытом после «знакомства» со знаменным распевом.
***
Сразу после крещения в старую веру (РПсЦ) отец духовный благословил меня петь на крылосе. Прежде я пела в храме РПЦ, любила музыку с детства и интересовалась различными направлениями в этом искусстве. О знаменном пении не знала ничего, но смутно представляла, что это какой-то древний способ записи нот. Каково же было мое удивление, когда, попав на крылос, я не смогла понять, что за звуки «издают» деревенские бабушки. Мало того, что знамена не имели ничего общего с нотами, сама гармония в песнопениях совершенно не поддавалась моему умственному анализу. Можно сравнить это состояние, наверное, с самочувствием робота, когда бы его заставили проявить любовь. Какие-то «предохранители» в моей голове перенапряглись, «задымились и перегорели».
Эмилия Аронова на крылосе старообрядческого храмаЭмилия Аронова на крылосе старообрядческого храма

 

Ангельское пение

Позже я узнала, что у меня возникла вполне естественная реакция.
Современный слушатель порой плохо воспринимает знаменный распев по причине скудости своего «слухового запаса» знаменных интонаций, непривычных мелодических оборотов модальной музыкальной системы с ее логикой линеарно-попевочного развития, где вместо «сквозного тонального тяготения» используется принцип опевания опорных тонов. (Б. П. Кутузов. «Русское знаменное пение»).
Я поняла, что передо мной открылся не просто новый музыкальный стиль, но целый огромный незнакомый ранее мир древней духовной культуры. И что войти в него нельзя никак иначе, как только жить теперь в этом незримом пространстве и телом и душой.
Проблема скудости «слухового запаса» знаменных интонаций решается весьма просто — следует больше слушать и петь знаменных песнопений. (Б. П. Кутузов. «Русское знаменное пение»).
Так часто мы слышим это словосочетание: ангельское пение. Но не всякое пение можно назвать ангельским, да и вообще само понятие «пение» — это не вибрация голосовых связок. Это способ существования. Это служение в образе мыслей. Постижение тайн знаменного распева неразрывно связано с духовной жизнью вообще. Это одна из дорог к «ангельскому бытию», к спасению души. Благодаря упорству и мужеству русских православных людей сохранились на земле бесценные богатства древнего церковного пения, охватить которые внутренним взором и сердцем не хватит и целой жизни! И это не просто культурное наследие, это образ делания, это путь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий