вторник, 11 апреля 2017 г.

Протоиерей Андрей Марченко: «На Пасхальной службе верные всегда причащаются: как дети, так и взрослые»

Праздник Воскресения Христова, или иначе Пасха, в православии считается центральным событием богослужебного года. Это торжество связано со многими народными и церковными обычаями.  Некоторые обычаи, например, красить яйца и печь куличи, являются общепринятыми, другие — Причащение св. Христовых Тайн на Пасхальную службу и посещение в Пасху кладбищ — воспринимаются неоднозначно. О пасхальных обычаях, принятых в Русской Древлеправославной Церкви, мы сегодня беседуем с благочинным Западносибирского благочинья (Сибирская епархия РДЦ) протоиереем Андреем Марченко.
***
Как в вашем приходе отмечается Пасха, есть ли какие-то особые обычаи этого праздника в РДЦ? Известно, что общины христиан РДЦ имеются за рубежом. Есть ли там какие-то особенности в праздновании Пасхи?
У нас в приходе Святую Пасху встречают традиционно — за трапезой в кругу семьи после храмового богослужения. Во многих общинах Древлеправославной Церкви бывает и общая приходская трапеза, во время которой нередко исполняются пасхальные и иные церковные песнопения. Эти своего рода церковные агапы весьма способствуют укреплению близких, братских отношений между прихожанами.
В наших зарубежных приходах, а именно в Румынии, помимо общих трапез, бывают и торжественные крестные ходы по населенным пунктам, в которых расположены храмы. В частности, в селении Слава Черкесская на Пасху принято совершать крестный ход с восхождением на довольно-таки высокую и крутую гору, расположенную недалеко от селения.
На вершине этой горы больше ста лет назад одним из наших священников был установлен поклонный Крест. Там христиане совершают молебен Пасхе, и уже затем прямо на вершине горы у подножия Креста  они разделяют друг с другом братскую трапезу.
 
Главной мыслью в слове Иоанна Златоуста, которое зачитывается в сам праздник Воскресения Христова, является обращение ко пришедшим в храм приступить ко тельцу, т. е. Причастию. Почему же на самом деле на Пасху никогда не причащаются?
Я не могу рассуждать об обычаях других конфессий, но в Древлеправославной Церкви на Пасху причащаются. Например, в приходе, в котором я служу настоятелем, на пасхальной службе верные всегда причащаются: как дети, так и взрослые. Безусловно, не все, но, тем не менее, немало.
На Причащение на Пасху не только нет запрета, но есть прямое указание. Так, в Номоканоне при Большом потребнике в правиле 225, которое прямо посвящено затронутому вопросу, говорится:
Когда должни суть причаститися право живущии. Ведомо буди и сие, яко должни суть право живущии, и среду, и пяток, хранящии всего лета, причащатися пречистых таин, сиречь в великую пасху, в день Христова Рожества, в праздники святых апостол, и Богородицы. Аще и сия посты хранят, и елицы достойни суть, неподлежат канону.
Итак, видим, что о Причащении на Пасху право живущих верных сказано, что они не просто могут причащаться, но и «должни суть».

Комментариев нет:

Отправить комментарий