понедельник, 24 апреля 2017 г.

Сельское и городское старообрядчество

В конце 2016 года на сайте Центра экономических и политических реформ вышла публикация «Россия — страна умирающих деревень». В ней подробно, с данными из Росстата описывалась проблема вымирания российских деревень. А как государственные гонения и последующая миграция повлияли на культурно-бытовые характеристики старообрядческих согласий. Как эти факторы повлияли на развитие старообрядчества? Эти вопросы в философско-историческом контексте рассмотрены в представленной статье.
***
Когда размышляешь над историческим контекстом развития старообрядчества, очевидным становится тот факт, что государственные гонения и последующая миграция являются существенными факторами, повлиявшими на культурно-бытовые характеристики старообрядческих согласий и толков. Как именно эти факторы повлияли на развитие старообрядчества? Какие новые векторы появились в этой связи? Какие перспективы они открывают?
Староверы в наши дниСтароверы в наши дни

Развитие старообрядческих общин в условиях урбанизации

Считается, что города в современном понятии — то есть центры культуры, промышленности, торговли, услуг, финансов и информации — появились около трехсот лет назад, хотя поселения, носившие такое название, существуют в России уже более тысячелетия. На сегодняшний день дифференциация города от деревни закончена. Таким образом, у россиян сложились определенные стереотипы, как-то: город — это высшее проявление цивилизации, место утонченности, активности, свободы, изменений и богатства, инструмент решения всех социальных проблем, а с деревней в свою очередь ассоциируются примитивность и отсталость, пьянство и бедность, скука. Остается вопрос: какая же перспектива дальнейшего развития города и деревни относительно вопроса религиозности и культуры?
Описанные ниже миграционные процессы стали причиной развития старообрядческой культуры по двум направлениям: городское и сельское. Общины, оставшиеся в городах, развивались в условиях реформированного общества, в то время как мигрировавшие на окраины и в села оставались замкнутыми и настроенными против какой-либо модернизации. Созидательность идеи — построить свой собственный мир, не затронутый Никоновой реформой, — подкреплялась исключительным трудолюбием и организацией внутренней жизни общины, что послужило закреплению общин как городских, так сельских, однако ход их развития разительно отличался, что видно по состоянию общин на современном этапе.
Одним из векторов развития городской и сельской старообрядческой культуры является самоизоляция и обособление. Каждая из этих культур имеет свои особенности и отличия, которые и являются границами между городом и селом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий