суббота, 15 апреля 2017 г.

Старообрядцы всех согласий совершают в Страстную пятницу молитвенные чины, согласно древним уставам

Прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф. 26, 38).
Вот и подходит к завершению Великий пост, заканчивается Страстная седмица — последняя неделя перед Светлым Христовым Воскресением, святой Пасхой. В глубокой древности многие христиане праздновали не Воскресную Пасху, как мы, а Крестную; этот день теперь называется Страстной Пятницей. Только на Первом вселенском соборе, в 326 году, был установлен единый для всех день празднования Пасхи — Светлое Христово Воскресение. Как праздновалась Крестная Пасха? — Она отмечалась очень строгим постом. Апостольские постановления требовали вовсе не вкушать еду в течение дня, впрочем, как и в Великую Субботу.
В древней Иерусалимской церкви в этот день Богослужение состояло из поклонения Кресту, обретенному при Константине Великом, Царских часов и великопостной вечерни, а у Креста собирались многие и многие верующие. Древняя рукопись гласит:
Епископ, сидя, придерживает своими руками концы святого древа… Весь народ поодиночке, как верные, так и оглашенные, преклоняются перед столбом, лобызая святое древо, а затем проходят.
В древности некоторые христиане пребывали в молитвах и бдении всю ночь, вплоть до Великой Субботы:
Всю ночь там поются песни и антифоны, вплоть до утра. Бодрствует большая часть народа, одни с вечера, другие с полуночи.
В древнерусской  Церкви в этот день архипастыри разделяли святое миро, сваренное в день Великого четверга. Это миро предназначалось для совершения таинства миропомазания, дарующего благодать Святого Духа. Интересно, что Большой московский собор 1666–1667 годов, проклявший двуперстие и другие старые чины и обряды, также воспретил мироварение в епархиях, оставив эту прерогативу исключительно московскому патриарху. Исследователи не исключают, что это было сделано, чтобы не допустить варения мира с употреблением древлеправославных молитв.
Великая пятница — самый скорбный день в жизни православных христиан. Великий Пяток предваряет Пасху и полностью посвящен воспоминаниям о распятии Исуса Христа на Голгофе, его мученической смерти, снятию с креста и погребению. Все богослужение Великой Пятницы и есть духовное шествие по Крестному пути вместе со Христом. Литургии в этот день не бывает. Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы — одна из самых длинных и красивых служб в году, известная под названием «Двенадцать Страстных Евангелий». На ней вспоминаются Страсти Господни от молитвы Спасителя в Гефсиманском саду до положения Его Тела во Гроб. Существует народный обычай в Великий Четверг готовиться к Пасхе: убирать дом, печь куличи и красить яйца. Утром в Великую пятницу совершаются Царские часы. Традиция этого богослужения уходит корнями в чтения Священного Писания на Голгофе в Иерусалиме. А в константинопольской традиции она соединилась со службой обычных часов. Наименование «Царские часы» она получила в Константинополе, потому что на этой службе всегда присутствовал император. Во второй половине дня в пятницу во всех старообрядческих церквях совершается служба — Великая вечерня с выносом Плащаницы на середину храма. Это символизирует погребение Тела Господа во гробе и точно соответствует тексту Евангелия по времени: Господь был погребен вечером в пятницу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий