четверг, 5 апреля 2018 г.

Великий четверг. Записки этнографа

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Великого четверга.
 
***
Не говоря про святость дня и великость события в христианском мире, воспоминание о котором свято и торжественно соблюдается у нас в России, некоторые обычаи существуют и поныне, начало которых потеряно. Так, например, в Буе, уездном городе Костромской губернии, по словам проф. Снегирева, и до сих пор девушки в Великий четверток кликают весну и, ежели открылась вода, входят в реку и одна за другою, схватясь за руки, припевают: «Весна, весна красна, приди, весна, с милостью, великою благостью».
У пермяков Великий четверток считается великим днем обновления на предстоящий год всего крестьянского хозяйства. Накануне этого дня, повечеру, приносят в избу в решете зерновой хлеб и, положив на него челпан печеного хлеба и в солонке соль, ставят решето в передний угол — под иконы на лавку. Помолившись Богу, домохозяева все это оставляют в углу до первого дня Пасхи, иногда даже до прихода священно- и церковнослужителей с образом Богоматери.
Все эти предметы: зерновой хлеб, челпан и соль — имеют свой многозначительный тайный смысл. Зерновой хлеб употребляется как символическое средство, коим предотвращается недостаток в хлебе; для этого хозяин высыпает его в закром. Печеный хлеб дают скоту, выпуская его весной в первый раз на пастбище, в отвращение пропажи скота. Соль дают скоту в болезнях как действительное лекарство; для этого же и для избежания разных несчастий мужики берут ее с собой, отправляясь в дальнюю дорогу на заработки. Эта соль у них называется «четвережною» (четверговою).
Сегодня четверговая соль — это очередной церковный бренд. Состав ее, судя по указанию изготовителя, такой: соль пищевая поваренная, мука ржано-обдирнаяСегодня четверговая соль — это очередной церковный бренд. Состав ее, судя по указанию изготовителя, такой: соль пищевая поваренная, мука ржано-обдирная
Поутру в Великий четверток все в доме встают задолго до восхода солнца, как говорится, «до петухов». Хозяйка в дымное окно «кличет скота» во двор свойственной каждой породе кличкой до тех пор, пока какое-нибудь животное случайно не подаст своего голоса, пока, например, корова не смычит, лошадь не соржет и пр., что принимается за верный признак, что в наступающем году не падет ни одно животное той породы; потом идет она на двор и, обогнав кругом столба коров в предотвращение спанья их на пастве, кормит и поит, далее — вешает на передний угол дома голик и худой лапоть для защиты цыплят от коршуна и других хищных птиц в продолжение лета; наконец, окончив эти дела на дворе и в избе, топит печь и печет хлеб, чтобы не выводился он из закромов (сусеков) в течение года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий