среда, 27 декабря 2017 г.

Староверы Дона в конце XVIII века

Станица Старочеркасская. Репродукция с картины И. И. Крылова

Станица Старочеркасская. Репродукция с картины И. И. Крылова
***

Высочайшие манифесты

После неудачных вооруженных выступлений в 90-х годах XVII века, когда донские казаки пытались ратно противостоять Московскому правительству, навязывавшему военной силой церковную реформу патриарха Никона, исповедание старой веры на Дону стало приравниваться к открытому сопротивлению властям.
Результатом действий правительственных войск по искоренению старой веры на Дону в конце XVII века было разорение активных старообрядческих центров в низовьях реки Чир, по реке Медведице, а также уничтожение нескольких староверских общин, поселившихся вне пределов Войска Донского, на реке Куме.
Потерпев поражение в этом неравном противостоянии, донские казаки были принуждены тайно сохранять свою веру. Испуганному и подавленному народу пришлось приспосабливаться к жизненным обстоятельствам: «давали обещание более не держаться старой веры» [1]. Обещания давали, но оставались стойкими приверженцами старины и, по определению государственных чиновников, почти поголовно были «потаенными раскольниками».
Высочайшие манифесты императрицы Екатерины II во второй половине XVIII века подарили казакам надежду, что гонения на них за хранение древлего благочестия прекратились. Но надежды их во многом оказались не сбывшимися, потому как произошедшее было всего лишь смягчением государственной политики в отношении старообрядцев. Хотя это смягчение и позволило им более открыто и удобно исправлять свою религиозную потребность.
Читать далее: http://ruvera.ru/articles/starovery_dona

Комментариев нет:

Отправить комментарий