четверг, 30 марта 2017 г.

Теория духовного антихриста

Ни для кого не секрет, что внутри каждого старообрядческого согласия часто происходит борьба умеренных и радикальных направлений по различным вопросам. Два с лишним столетия назад в одном из безпоповских течений, федосеевском, стала господствующей умеренно радикальная» линия развития, однако параллельно существовали и другие точки зрения на эсхатологическую теорию. Федосеевские духовные учителя пытались путем критического рассуждения показать неразумность буквального понимания священного писания, что наиболее наглядно проявилось в сочинении конца ХVIII в. «Всепокорнейшее прошение Алексея Андреевича Каретника», в котором излагается теория духовного антихриста. Алексей Андреевич, как видно, принадлежал к числу тех немногих безпоповцев, которые о пророках Илии и Енохе и об антихристе мудрствуют согласно учению священного Писания и Отцов Церкви. Автор сочинения утверждает, что предсказание следует понимать только как иносказание, и показывает, что Илья и Енох физически не смогут провести проповедь по всей земле за 3,5 года, которые им отводятся по Писанию. Алексей Андреевич был современником Ильи Алексеевича КовылинаИвана Архипова и других знаменитых вождей и наставников безпоповцев. Суждениям главных федосеевских наставников о пророках и об антихристе в данном сочинении сопоставлены слова Божии и творения отеческих свидетельств.
***
 

Алексея Андреевича Каретника всепокорнейшее прошение

Всепокорно прошу всех благочестивых христиан, всех истину любящих о ниже сего предложенных вкратце, от двою сторон происходящих учениях, и соблаговолите мне в сие горько плачевное и многобедственное время подать совет и наставление: которому от оною внимать, и с которою стороною пребывать и коих слушать, и на которой стороне правда обретается? Понеже некоторые о пророках Божиих Илии и Енохе и о последнем богопротивнике антихристе, как в божественных книгах обретается, так и умствуют, другие же инако, иносказательно. А как я человек в разуме последний и сам собою достигнуть полезного никак не надеюсь, того ради всемогущим Богом вас прошу: о боголюбивии, подайте мне, невежде, благое указание, не обленитесь, Господа ради, направьте ноги моя на путь правый и не оставьте меня плавать в волнах сумнения, но наставьте в тихое пристанище благоразумного и полезного рассуждения, и ежели кому не противно, прошу подписанием истину засвидетельствовать, а неправду и лжу такожде обличить, понеже на обеих сторонах, между собою противоречащих, правде быть помышляю. И тако всепокорный ног ваших касаюсь моею главою. Прошу рассмотреть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий