четверг, 30 марта 2017 г.

О практике причащения у старообрядцев

Сам Господь установил таинство евхаристии (причащения) и велел святым апостолам, а в лице их и всем верующим, всегда совершать это таинство в Его воспоминание и вместе с тем всегда вкушать Его Тела и Крови. Действительно, вплоть до конца IV века существовала традиция общего причащения за каждой ЛитургиейСв. Иоанн Златоуст говорит:
Кто не приобщается, присутствуя на литургии, тот этим самым обнаруживает свою принадлежность к разряду кающихся, ибо не причащающиеся — суть кающиеся (Бес. 3 на посл. к Ефес.).
Св. Василий Великий пишет:
Приобщаться каждый день и воспринимать Тело святое и Кровь Христову добро есть и полезно (Письмо к Кесарии).
Но уже к концу IV века практика частого причащения кардинально меняется: на Востоке начинают причащаться только 1-2 раза в год, на Пасху и на БогоявлениеИоанн Златоуст с горечью восклицает:
Напрасно приносится ежедневная жертва! Напрасно предстоим мы перед алтарем Господа! Никто не приобщается! (III беседа на Послание ап. Павла к Эфесянам).
Уже у Иустина Философа мы читаем, что особенным днем, когда все верующие собирались для причащения, был день воскресный или, как называет его св. Иустин, «день солнца» (Аполог., 1–92 стр.). Еженедельное причащение в воскресные дни стало обычаем на многие последующие века. С другой стороны, вопрос о достойном и недостойном принятии св. Тайн появился уже в те далекие времена, так как и во времена Иоанна Златоуста христиане уклонялись от причащения под предлогом недостоинства. Св. ап. Павел писал:
Да испытывает же себя человек, и, таким образом, пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
Из этого наставления апостола, по всей вероятности, постепенно развилась в сознании верующих мысль, что не во всяком состоянии можно приступать к божественной трапезе — грех есть препятствие к этому. При развитии жизни Церкви и Церковной дисциплины появились правила, запрещающие верующим в тех или других случаях приступать к причащению. За различные грехи полагались различные сроки отлучения от причащения — 2, 3, 6, 7, 10 и более лет. Только умирающих никогда не лишали св. причастия, хотя бы они были величайшие грешники (см. пр. 13 Первого Вселенского собора, 7 пр. Карфагенского, 2 и 5 пр. Григория Нисского).

Комментариев нет:

Отправить комментарий