четверг, 2 марта 2017 г.

Таинство покаяния у старообрядцев

Великий пост — это время духовных подвигов, молитвы, раскаяния в греховных поступках и примирения с Богом. Великопостные службы помогают нам сосредоточится на покаянии, напоминают о событиях, предшествовавших Воскресению Исуса Христа. Человек имеет свободную волю, то есть сам выбирает свой жизненный путь, может творить добрые дела или совершать греховные поступки. Чтобы примирить грешника с Богом, наставить его на путь добродетельной жизни, облегчить его душу, отягченную грехами, Церковь издревле содержит таинство покаяния, которое помогает человеку вырваться из греховного плена и приблизиться к Богу.
Греческое слово μετάνοια (метанойя — «покаяние») означает «перемена ума», «перемена мыслей». В христианстве покаяние означает осознание человеком своих прегрешений перед Богом. Христианин нарушает Божию заповедь, значит, он тем самым отвергает Господню волю и исполняет волю диавола. Человек, впадающий в некие прегрешения, самостоятельно не может избавиться от того или иного греха, а диавол каждый раз находит способ подтолкнуть к новому преступлению перед Богом. Поэтому каждому христианину так необходимо покаяние, чтобы осознать, насколько тяжки и многочисленны наши грехи, очистить свою совесть, вырваться из греховного плена и приблизиться к Богу.
С.Д. Милорадович. «Исповедь», начало XX в.С.Д. Милорадович. «Исповедь», начало XX в.
Покаяние, как и другие таинства православной Церкви, есть учреждение Божественное. Благодать вязать и решить грехи была обещана апостолам Исусом Христом еще во время Его земной жизни. Так, Господь в беседе о прощении согрешающим говорил апостолам: «Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф. 18, 18). Эта благодать была преподана Христом апостолам и их преемникам по воскресении, когда он часто беседовал с ними об устройстве Своей Церкви и учреждал для нее таинства. Однажды, явившись ученикам после воскресения, Исус Христос сказал: «Мир вам: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» (Ин. 20, 21—23). Здесь благодать и власть вязать и решить грехи названа Духом Святым. Таким образом, разрешение или удержание грехов представляется делом Божиим, в этом и состоит таинство.

Комментариев нет:

Отправить комментарий