четверг, 7 июля 2016 г.

Рожество Иоанна Предотечи

Рождение Иоанна Предотечи было предсказано пророком Исаией за 700 лет: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40, 3). Сам Господь Исус Христос назвал Иоанна ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10-11). В православной традиции Иоанн Предотеча почитается как самый великий святой.
Икона рожества Иоанна Предотечи. Семен Хромой, Строгановские письма, 1616 г.
Праздник рожества Иоанна Предотечи на полгода отстоит от Рожества Христова, согласно Евангельскому повествованию. Поскольку Рожество Христово было приурочено к зимнему солнцестоянию, то рожество Иоанна Предотечи — к летнему. После Рожества Христова день начинает прибавляться, а после рожества Иоанна Предотечи — убывать. Это напоминает нам о словах самого Иоанна Предотечи: «Не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин, 3:28-30).
Рожество Иоанна Предотечи всегда празднуется 7 июля (24 июня по старому стилю). День этот всегда приходится на Петров пост.

События праздника

О рожестве Иоанна Предотечи и предшествовавших ему событиях мы узнаем из Евангелия от Луки. У священника Захарии и жены его Елисаветы долгое время не было детей. Священники ветхозаветные служили в Иерусалимском храме по очереди. Когда наступило время Захарии, он совершал каждение в Храме и увидел Архангела Гавриила. Захария смутился и даже испугался, но Архангел сказал: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом» (Лк. 1, 13-15).
Захария не поверил услышанному, поскольку они с Елисаветой были уже в преклонных годах. За это Архангел Гавриил лишил его речи, так что Захария до конца своего служения объяснялся с людьми знаками. Люди поняли, что ему было какое-то видение.
Елисавета зачала, но таилась от всех пять месяцев. Через полгода Пресвятая Богородица услышала Благовещение:
Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц (Лк. 1, 35-36).
Пресвятая Богородица поспешила к Елисавете. В момент их встречи, находясь во чреве матери, взыгрался Иоанн — так приветствовал он своего Владыку. Потому и Елисавета поняла, что неспроста пришла к ней Дева Мария: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 43-44).
Встреча Богородицы и Елисаветы. Роспись аспиды в приделе праведных Иоакима и Анны собора Святой Софии в Киеве. 40-е гг. XI в.Встреча Богородицы и Елисаветы. Роспись аспиды в приделе праведных Иоакима и Анны собора Святой Софии в Киеве. 40-е гг. XI в.
В положенное время родился у Захарии и Елисаветы младенец. В восьмой день положено было по ветхозаветному Закону совершить обрезание и дать имя ребенку. Хотели назвать его в честь отца, но Елисавета сказала собравшимся родственникам, что младенца следует назвать Иоанном. Те не согласились, ведь в их роду не было никого с таким именем! Решили спросить отца. Захария не мог ответить, но взял дощечку и написал: «Иоанн имя ему». После этого Господь разрешил его от немоты, и Захария пророчествовал о великом будущем своего сына:
И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему (Лк. 1, 76).
О детстве и юности Иоанна Предотечи нам известно из церковного Предания. Когда царь Ирод, узнав от волхвов о рождении Царя Иудейского, повелел убить всех младенцев, праведная Елисавета успела уйти с сыном в пустыню. Захария в эти дни вновь служил в Храме Иерусалимском. Когда к нему пришли с требованием выдать сына, священник ответил: «Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, того не знаю». Разгневанные воины убили его прямо возле алтаря. В память об этом в православных храмах на солею (возвышение возле иконостаса) постилают красную дорожку — от Престола в алтаре до подножия амвона. На нее может вставать только священник в облачении.
Иоанн вырос в пустыне. После смерти праведной Елисаветы он проводил свои дни в посте и молитве. Он носил одежду из верблюжьей шерсти, опоясывался кожаным ремнем. Питался акридами и диким медом. Акриды — это род саранчи, которую по закону Моисееву разрешалось употреблять в пищу. Кроме того, акридами в Палестине называли и плоды рожкового дерева. Они заменяли хлеб для бедняков и шли на корм скотине.
Икона Иоанна Предотечи «Ангел пустыни» с житем. Ярославль, вторая половина XVI в.Икона Иоанна Предотечи «Ангел пустыни» с житем. Ярославль, вторая половина XVI в.
В тридцатилетнем возрасте Иоанн Предотеча начал всенародную проповедь: «Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Небесное!» Множество народа стекалось на берега Иордана, чтобы услышать пламенную проповедь. Потрясенные словами проповедника, люди крестились в водах Иордана. Это было прообразом христианского Таинства Крещения.
На Иордан пришел и сам Господь Исус Христос, чтобы принять крещение от Иоанна. В молитве мы обращаемся к великому святому со словами: «Святыи великии Иоанне, Пророче и Предотече, Крестителю Господень, моли Бога о нас!» Мы называем его пророком, потому что он возвестил скорое пришествие Спасителя. Предотечей — потому что он пришел незадолго до выхода Христа на всенародную проповедь, говоря: «За мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин. 1, 30) Крестителем — потому что крестил Исуса Христа в Иордане.

Праздники в честь Иоанна Предотечи

Уже в первые века христианства возникла традиция праздновать рожество Иоанна Предотечи и день его мученической кончины — Усекновение. Начиная с III века, праздник Рожества Иоанна Предотечи был известен как среди восточных, так и западных христиан. С начала IV века этот праздник приобретает общецерковное значение.
Деисус. София Константинопольская. Вторая половина XIII века.Деисус. София Константинопольская. Вторая половина XIII века.Продолжая древние традиции, старообрядцы празднуют следующие события, связанные с жизнью и служением Иоанна Предотечи:
  • 20 (7) января — собор Иоанна Предотечи (на следующий день после Крещения Господня);
  • 9 марта (24 февраля) — первое и второе обретение его главы;
  • 6 июня (25 мая) — третье обретение его главы;
  • 7 июля (24 июня) — его рожество;
  • 11 сентября (29 августа) — усекновение главы;
  • 5 октября (23 сентября) — зачатие.
В новообрядческой церкви празднуется также перенесение десницы Иоанна Предотечи из Мальты в Санкт-Петербург — 12 (25) октября.

Иконография Иоанна Предотечи

Самое древнее изображение рожества Иоанна Предотечи сохранилось на фресках византийской церкви в Охриде — оно датируется серединой XI века. В эпоху Византии иконописцы изображали праведную Елисавету на ложе, рядом изображали Захарию с табличкой в руках (эпизод наречения имени). Ниже — служанок, омывающих и пеленающих младенца. Русские иконописцы продолжили эту традицию. Постепенно сюжет иконы усложнялся, в него включать и бытовые детали: накрытый стол рядом с постелью, сцена укачивания младенца.
В XVI — XVII веках изображения рожества Иоанна Предотечи стали частью его житийных циклов: в центре большой иконы его изображали ангелом пустыни — в полный рост с крыльями за спиной, вокруг располагали клейма с сценами жития.
Деисус. Псков, XV в.
Широко распространен и древнейший иконописный тип Деисус — Господь Исус Христос с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Предотечей. Эта иконописная композиция зародилась еще в Византии. Ныне мы видим ее на иконостасах всех православных храмов, на отдельных иконах.

Праздничное богослужение

Праздник рожества Иоанна Предотечи относится к великим, по значимости и торжественности службы приравненных к двунадесятым.
Стихеры праздничной службы написали Анатолий, патриарх Царьграда (V век), Иоанн Дамаскин и Андрей Критский (VIII век) и другие православные гимнографы. За вечерней службой читается два канона: один написан Иоанном Дамаскиным, второй — Андреем Критским.
В праздничных песнопениях вспоминается встреча матери Иоанна Предотечи с Богородицей:
Елисаве́ть зача́т Предоте́чу Благода́ти, Де́вая же Го́спода сла́вы. Целова́стеся о́бе ма́тери, и младе́нец взыгра́ся. Вну́трь бо ра́б хва́лит Влады́ку. Уди́вльшися ма́ти Предоте́чева, нача́т вопи́ти: отку́ду мне́ се́, да Ма́ти Го́спода моего́ прии́де ко мне́? Да спасе́т лю́ди отча́янныя, име́яи ве́лию ми́лость.
Перевод: Елисавета зачала Предотечу Господня, Девая — Господа славы. Когда приветствуя друг друга, целовались обе матери, младенец Иоанн взыгрался. Во чреве матери раб хвалит Владыку. Удивилась матерь Предотечева и сказала: «Откуда мне это, что пришла ко мне Матерь Господа моего»? Пусть спасет отчаявшихся людей тот, Кто имеет великую милость.
Кондак и икос праздника, читаемые по шестой песни канонов, разъясняют нам смысл и значение праздника. Кондак:
Непло́ды дне́сь Христо́ва Предоте́чу ражда́ет, и то́й е́сть соверше́ние вся́каго проро́чества. Его́ же бо проро́цы пропове́даша, на То́м во Иорда́не ру́ку положи́в, яви́ся Бо́жию Сло́ву проро́к и пропове́дник, вку́пе и Предоте́ча.
Перевод: Сегодня неплодная рождает Христова Предотечу, который есть исполнение всякого пророчества. Потому что на проповеданного всеми пророками, возложил во Иордане руку. И явился Божию Слову пророк и проповедник, вместе с тем и предшественник.
Икос:
Восхва́лим ны́не Госпо́дня Предоте́чу, его́же свяще́ннику Елисаве́ть роди́, из ложе́сн непло́дове, но не без се́мене. Христо́с бо еди́н вмести́лище про́йде непроходи́мо без се́мене. Иоа́нна непло́ды роди́, бе́з мужа же сего́ не роди́. Ису́са же осене́нием Отца́ и Ду́ха Бо́жия, Де́вая роди́ Чи́стая. Но Безсе́менному яви́ся от непло́дове про́рок и пропове́дник, вку́пе и Предоте́ча.
Перевод: «Восхвалим сегодня Предотечу Господня, которого священнику (Захарии) родила Елисавета из бесплодного чрева, но не без семене. Только один Христос родился безсеменно. Иоанна родила неплодная, но не без участия мужа. Исуса же родила Девая Чистая, осенением Отца и Духа Божественного. Но рожденному без семени (Богу) явился пророк и проповедник, вместе с тем и предшественник».

Народные традиции

В мифологии славян до принятия христианства дни летнего солнцестояния были связаны с почитанием языческих богов. Эти представления оказались настолько крепкими, что и спустя столетия Стоглавый собор 1551 года констатировал: «против праздника Рожества Великого Иоанна Предотечи и в нощи на самый праздник, и в весь день и до нощи мужи и жены и дети в домех и по улицам и ходя и по водам, глумы творят всякими играми и всякими скомрашествы и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесни, омываются водою».
Церковь всегда осуждала подобные языческие отголоски и кощунства. К сожалению, и в наше время многие считают, что на «Ивана Купалу» непременно надо плести венки и прыгать через костер. Но следует понимать, что это отголоски язычества, подмена православного понимания праздника суеверными представлениями.

Храмы во имя рожества Иоанна Предотечи

Русские летописи сообщают, что в начале XII века, при Владимире Мономахе, в Киев из Константинополя был принесен перст (т.е. палец) Иоанна Предотечи. В связи с этим была построена церковь «Святаго Иоанна на Сетомли». Известны и другие древнерусские храмы во имя Рожества Иоанна Предотечи.
В 1243 году в Пскове княгиня Ефросинья основала монастырь. Его главный храм был посвящен рожеству Иоанна Предотечи. Новгородские мастера построили четырехглавый с посводным (позакомарным) покрытием собор из плинфы (кирпича) и местного известняка. Собор сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, часть его была разрушена снарядами и пожарами. В 1949–59 гг. была произведена реставрация по проекту П. М. Максимова. Исследования и реставрация были продолжены в 1970—1980 гг. архитектором С. П. Михайловым.
Храм РПсЦ во имя рожества Иоанна Предотечи в пос. Шамары Свердловской областиХрам РПсЦ во имя рожества Иоанна Предотечи в пос. Шамары Свердловской области
В Великом Новгороде известна церковь Иоанна на Опоках, заложенная в 1127 году князем Всеволодом Мстиславичем. В 1130 году по уставной грамоте храм был передан Ивановской общине купцов-вощаников, торговавших медом и воском. При храме хранились как «локоть иванский» для измерения длины сукна, «гривенка рублёвая» для взвешивания драгоценных металлов, весы — «скалвы вощаные», «медовый пуд». В середине XV века архиепископ Евфимий перестроил храм. На основе фундамента и нижней части древних стен был возведен большой одноглавый храм. Он также пострадал во время Великой Отечественной войны, восстановлен в середине 1950-х годов. В настоящее время внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь Иоанна Предотечи на Опоках, Великий Новгород. Основана в 1127 году, перестроена в 1453 г.Церковь Иоанна Предотечи на Опоках, Великий Новгород. Основана в 1127 году, перестроена в 1453 г.
В начале XII века был построен и в Москве храм во имя рожества Иоанна Предотечи на Бору. При митрополите Петре церковь стала соборной. Она находилась на митрополичьем дворе, на вершине Боровицкого холма. На месте старинного деревянного храма в 1461 году был построен новый каменный. После пожара обрушилась, заново отстроена в начале XVI века Алевизом Новым. После рождения царевича Димитрия, сына Ивана Грозного, придел этого храма был освящен во имя мученика Уара. В некоторых источниках под этим именем упоминается вся церковь. Император Николай I повелел разобрать церковь по причине ветхости и несоответствия с панорамой Кремля, где только что был возведен Большой Кремлевский дворец. Придел мученика Уара был перенесен в Архангельский собор, а сам храм Рожества Иоанна Предотечи в Боровицкую башню Кремля.
Один из древнейших храмов Нижнего Новгорода также был посвящен рожеству Иоанна Предотечи. Он упоминается в летописях с XV века. В Смутное время с паперти именно этого храма (тогда еще деревянного) Козьма Минин призвал нижегородцев освободить Москву от захватчиков. В 1683 году на месте деревянной церкви была построена каменная. По имени этого храма ближняя башня нижегородского Кремля называется Ивановской.
Церковь Иоанна Предотечи на Торгу, Нижний Новгород. Построена в 1683 году на месте древней деревяннойЦерковь Иоанна Предотечи на Торгу, Нижний Новгород. Построена в 1683 году на месте древней деревянной
Старообрядцы сохранили традицию строить храмы во имя рожества Иоанна Предотечи. Сегодня престольный праздник отмечают приходы Русской Православной старообрядческой Церкви в пос. СепычПермской области, пос. Шамары Свердловской области и д. Кувакуш Кировской области. Храмовый праздник сегодня в белокриницком приходе в Мануйловке Сучавского уезда (Румыния).
Храм РПсЦ во имя рожества Иоанна Предотечи в пос. Сепыч Пермской областиХрам РПсЦ во имя рожества Иоанна Предотечи в пос. Сепыч Пермской области
Во имя рожества Иоанна Предотечи построен храм староверов-поморцев в д. Подмолодье Псковской области.

Комментариев нет:

Отправить комментарий