среда, 20 июля 2016 г.

Антистарообрядческие мифы как одно из средств «борьбы с расколом»

В первой части публикации нашего постоянного автора, историка и публициста Глеба Чистякова, было рассказано об антистарообрядческих фальсификациях, сделанных в ходе церковных реформ патриарха Никона и императора Петра Первого. На этой неделе, в рамках Образовательных чтений 2016 года в лагере «Ржевская обитель», прозвучало продолжение этого интересного исследования. В нем было рассказано об исторических фальсификациях в отечественной историографии XIX века, сознательном дополнении жития новообрядческих святых антистарообрядческими фактами и современными подлогами. Публикуем текстовую версию выступления (в сокращении).

***

 

Исправляя древние рукописи

Традиции подделки настолько глубоко проникли в практику синодальной церкви, что в 18 и 19 веках редкая историческая публикация, сочинение, посвященное истории древнерусской Церкви или истории раскола, обходились без умолчаний, передержек или фальсификации. Когда Казанская духовная академия в 1859-1860 гг. издала труды Максима Грека, то из сочинений преподобного отца были изъяты все статьи, касающиеся крестного знамения, сугубой аллилуи и других древних чинов. Были также переделаны на новый манер все цитаты из Священного Писания и богослужебных книг. Правщики академии внесли и некоторые другие изменения, изменили текст так, что трудно стало узнать подлинный облик трудов преподобного отца.
Преподобный Максим ГрекПреподобный Максим Грек
Но не только во время издания трудов Максима Грека применялась жесткая и идеологизированная редактура. Рука руководства лаврской библиотеки не дрогнула «справить» и сам исторический документ — рукописи святого, хранящегося в библиотеке Троицкого Сергиева монастыря. Исследователь Н. Лебедев указывает: «Сочинения о сугубой аллилуиа и двуперстии находятся и в других лаврских списках сочинений Максима № 200, 202. В № 200 слова о сугубой аллилуиа (л. 274) и двуперстии (л. 281) подчищены и заменены православному обычаю (троеперстному)». (Лебедев. Н.  Макарий митрополит всероссийский (1482-1563) Москва. 1877 г. Стр. 110. Цит. по Зеленков В. Т. Выписки из святоотеческих и других книг. Часть 1. Половина 2. Москва. 1913. стр. 76).
Подвергались подобной редакции и труды других авторитетов древности. Статьи о крестном знамении были изъяты из трудов преподобномученика Петра Дамаскина (12 век) издания Оптиной пустыни. Статьи о крестном знамении в трудах святых Кирилла Иерусалимского и Иоанна Златоустого были переведены таким образом, что не стало понятно, о каком толковании крестного знамения и речь идет. Имена святых, географические названия, богослужебные указания — все подвергалось обновлению и переделке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий