воскресенье, 29 мая 2016 г.

Неделя о самаряныне

Пятая неделя по Пасхе в церковном богослужении посвящена воспоминанию беседы Спасителя с женщиной-самаряныней, когда Он объявляет Себя Мессией и открывает глубокий смысл высокого и Божественного Своего учения, называя его «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). Женщина эта впоследствии сделалась самой ревностной христианкой и во времена гонений римского императора Нерона вместе со своими сыновьями и сестрами сподобилась принять венец мученической кончины (память святой мученицы Фотинии празднуется 20 марта по старому стилю).
Мученица Фотиния Самаряныня. Современная иконаМученица Фотиния Самаряныня. Современная икона
Дни от Пасхи до Святой Троицы, так же как и дни Великого Поста, называются «святыми» и имеют некоторые свои уставные особенности в церковной и домашней молитве. Это дни особой духовной радости ради празднования светлого Христова Воскресения, которые мы должны посвящать размышлениям о Священном Писании, последовательно переходя от одного великого события к другому. Первые две недели после Пасхи напоминают о предыдущем торжестве, последующие говорят о чудесах, которые совершил Господь во времена иудейской пятидесятницы, являющейся прообразом наших великих христианских праздников. В пятидесятый день после Пасхи, после сошествия Святого Духа на апостолов, было окончательно исполнено Божественное домостроительство нашего спасения.
«Ведомо же да есть, яко от еврей убо трие суть праздницы: пасха, и пятьдесятница, и сениц потчения. Пасху убо, воспоминание творяху, приведению Чермнаго моря, пасха бо приведение толкуется. Являше же таковый праздник, наша еже от темнаго греха к раю паки приведение и возвращение. Пятьдесятницу же праздноваху, в воспоминание еже в пустыни злострастия их, и како многими скорьбми, в землю обетования введени быша, тогда плода пшеницы и вина насладишася. Являет же праздник сей, наше обращение от неверия, и в церковь внитие. Тогда бо и мы Владычня причащаемся Тела и Крове. Ови убо тоя ради вины глаголют, еже от еврей пятьдесятницу праздновати. Овии же в честь глаголют, пятьдесятным днем, яже постився Моисей, богописанный закон прият. Третий же праздник, сениц потчения празднуем, по пятих месяцех праздника пасхи» (Триодь цветная).
Народ, который в иудеях презрительно назывался «самарянами», жил около горы Соморы и потому получил для себя соответствующее наименование. Первоначально же эти люди назывались израильтянами. После смерти царя Соломона общее иудейское царство распалось на две части. Верность законному царю сохранили только два колена — иудино и вениаминово, остальные десять выбрали другого правителя и впоследствии уклонились в идолопоклонство, за что много раз были наказуемы от Бога разорением своего государства и пленением от ассирян. Из Священного Писания они принимали только Пятикнижие пророка Моисея и имели собственный храм для ритуальных действий, отличный от Иеросалимского. Радикальные иудеи гнушались ими и считали подобными язычникам: «нечистыми» и недостойными близкого общения.
По этой причине женщина-самаряныня, узнавши в Спасителе иудея, с удивлением спросила у Него, как Он может к ней обращаться, вопреки общепринятому еврейскому обычаю. По толкованию святителя Иоанна Златоустого, женщина эта была весьма бедна и зарабатывала себе на жизнь рукоделием. Ведь и пришла она на колодец в полдень (соответственно шестому часу иудейского времени исчисления), когда все прочие люди обычно искали покоя и отдыха. Только у самых бедных  тружеников, постоянно заботившихся о своем пропитании, не было такой возможности. Так же и Господь промыслительно подошел к колодцу именно к шестому часу дня, ибо в который час Евва, прельстившись, впала в грех, в тот же надлежало и исправить женское естество от падения.
Миниатюра Беседа Христа с самарянкой. Византия, XIII в.Миниатюра Беседа Христа с самарянкой. Византия, XIII в.
«Ко источнику прииде источник чудес в шестый час, Еввин уловити плод. Ибо Евва в той изыде из рая, прелестию змиевою» (Триодь Цветная).
Начавши разговор с обыденной житейской просьбы — подать воды из кладязя, Господь, Единый видящий глубину сердца человеческого, премудро и постепенно возводит женщину к тайнам высшего богословия, которые не вполне открывал в то время даже и близким ученикам Своим и апостолам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий