четверг, 3 мая 2018 г.

Мария Олару: «В России какие-то христианские обычаи забыты или утеряны насовсем»

Известно, что современное старообрядческое богослужение не является неким однородным и стандартизированным явлением. От согласия к согласию, от местности к местности, от общины к общине наблюдаются заметные опытному, а иногда и не очень опытному глазу различия в проведении богослужения, манерах пения и чтения, внешнем виде священнослужителей и мирян. В еще большей степени это касается местных обычаев, находящихся за рамками уставного богослужения, принадлежащих к так называемому бытовому, народному благочестию. 
Исследователи указывают, что некоторые богослужебные обычаи имеют древнюю историю, другие связаны с народными традициями определенной местности, третьи заимствованы старообрядцами у представителей других конфессий. К сожалению, не существует сколь-нибудь всеобъемлющего исследования на тему локальных обычаев и заимствований, хотя публикации на эту тему периодически появляются.
Сегодня мы публикуем статью, подготовленную на основе доклада студентки  Московского старообрядческого Духовного Училища Марии Олару (Румыния). Она посвящена различиям в богослужебной жизни и бытовом благочестии Московской и Белокриницкой Митрополий. Также предлагаем ознакомиться с материалом О. Сергий Мацнев: «Приходилось замечать всплески «обмирщения» в местах, где старообрядческое население в большинстве.
***
Мария ОларуМария Олару
Вот уже 300 лет русские старообрядцы живут на территории Румынии, сохраняя при этом все церковные обряды, обычаи, а главное — веру своих предков, бежавших из России после реформ патриарха Никона. В Румынии их называют липованами. Старообрядцы и липоване — слова-синонимы. Этимология слова «липован» не выяснена окончательно. Есть три основные версии происхождения этого слова: по одной из версий липоване скрывались в липовых лесах, и поэтому их так называли; по другой версии — от села Липовень, куда впервые приехали первые старообрядцы и так называли это село, так как многие занимались обработкой липы для разных изделий. Третья версия считается более достоверной — согласно ей первыми переселенцами в Румынии были старообрядцы филипповского толка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий