вторник, 6 февраля 2018 г.

Перспективы современного единоверия

От редакции: Последние события, связанные с жизнью старообрядных приходов Русской Православной Церкви, вызвали широкий резонанс в российских массмедиа, информационных агентствах и церковных интернет-форумах. В сети появилось несколько публикаций, которые нельзя было не заметить.
Так, статьей «Современное единоверие — путь к единению или расколу?» отреагировал журнал «Благодатный огонь», известный своей консервативно-реакционной позицией. Его автор А. Шунин(псевдоним автора, предположительно побывавшего и в РПсЦ, и в единоверии — прим. ред.) охарактеризовал современное единоверие как версию «обновленчества»:
Обновленцы в Церкви во все времена стремились и стремятся к возврату к «богослужебной практике древней Церкви» («реконструкции древней богослужебной практики»), т.е. к старому, по их мнению, свободному от всего наносного и ненужного, что привносилось в Церковь в различные периоды своего развития. И в этом они сходны с единоверцами и раскольниками. Ревнители «старых обрядов» фактически выступают за реконструкцию древнего богослужения и уклада жизни, что на самом деле не представляется возможным, так как, во-первых, очень мало письменных источников, касающихся данных вопросов, во-вторых, отвергать 300-летнюю церковную практику — значит сомневаться в действии Святого Духа (да не будет!) в жизни Церкви Христовой.
Всероссийский единоверческий съезд в нач. ХХ векаВсероссийский единоверческий съезд в нач. ХХ века
По мнению А. Шунина,
единоверие ведет в определенном смысле к единению. Но к единению отнюдь не с полнотой Православной Церкви Христовой, а с раскольническими самочинными сообществами на основе их общих заблуждений. Ни одна уния (а с тем, что единоверие представляет собой унию, согласны не только рекомые «старообрядцы», но и чада Православной Церкви) не может устоять в Истине. Как могут чада одной Церкви держаться разных Символов Веры? Как можно, будучи в Церкви, осуждать и сторониться ее 300-летнего Предания?
Следует отметить, что позиция автора данной статьи не оригинальна. Подобные публикации периодически появляются в таких изданиях, как «Москва — Третий рим», «Русская линия» или «Русский дом». Несмотря на то, что Русская Православная Церковь в 1971 и 1988 годах однозначно высказалась о старой церковной традиции как о явлении не только допустимом, но и всячески достойным уважения, антистарообрядческая, антиединоверческая позиция все еще присуща определенным кругам внутри РПЦ. Эти группы базируются на идеологемах в духе К. П. Победоносцева, старых синодальных мифах о том, что патриарх Никон и пришлые греки исправили книги и обряды заблудшей русской церкви и направили ее на «путь истинный». В числе таковых есть алармистски настроенные личности, готовые бороться со всем, что им лично кажется чем-то новым — знаменным ли пением или электронными паспортами.
Интересно, что все научные изыскания, сделанные церковными и светскими учеными начиная с конца XIX и до начала XXI века относительно истории церкви, в таких сообществах игнорируются. В качестве аргументов по-прежнему используются устаревшие подлоги, с некоторыми из них можно ознакомиться в статье «Антистарообрядческие фальсификации».
Среди последних публикаций есть и аналитические материалы иного характера. Среди них статья церковного публициста А. Солдатова «Церковь второго сорта». Публикуем ее с небольшими сокращениями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий