воскресенье, 23 июля 2017 г.

О книге игумена Мануила (Чибисова) «Белокриницкая иерархия»

В 2017 году вышла в свет книга игумена Мануила (Чибисова, РПсЦ) «Белокриницкая иерархия в 1846–1988 гг.: этапы истории». Книга посвящена истории белокриницкой иерархии, основателем которой стал бывший Босно-Сараевский митрополит Амвросий. Представляем рецензию на это издание.
 
***
Вспоминаю встречи с этим образованным старообрядческим клириком в Костромской области и в Москве. Вне всякого сомнения, человек он эрудированный, подкованный в сфере церковной истории и церковного устава. На обложке книги (ее объем 460 страниц) изображен митрополит Амвросий — благодаря его переходу к старообрядцам у них был возобновлен епископский чин. Из вступительного слова епископа Ярославского и Костромского Викентия запомнилось: «Старообрядчество продолжает оставаться современным отпечатком допетровской Руси, в минимальной степени затронутой влиянием западной цивилизации». В предисловии обратили на себя внимание слова инокини Мануйловского женского монастыря Евфросинии. «Митрополит, — вспоминала старица, — служил на славянском языке, читал Евангелие, говорил возгласы отчетливо и правильно. Во время службы он часто плакал от умиления, крестился истово, складывая персты старательно, и очень низко кланялся. Жил он в двух скромных кельях мужского монастыря, в которых было много древних икон. Пища у него было самая простая, соответствующая иноческому уставу. Например, суп, каша и рыба. Занимался он физическим трудом в саду, а общался с людьми на русском языке, но некоторые слова произносил по-церковнославянски».
Автор опирался на большое количество архивных материалов. Внушителен их список. Треть объема книги — это приложения и список источников и литературы. Все грамотно, на высоком научном уровне оформлено. Прежде чем приступить к истории собственно Белокриницкой иерархии, о. Мануил несколько десятков страниц посвящает истории раскола, доказывает правоту ревнителей древнего благочестия. Особенно ценны свидетельства новообрядческих авторов. Так, например, С. А. Зеньковский писал, что «русский обряд был вовсе не испорчен, а наоборот, сохранил ряд черт ранних древневизантийских обрядов, в том числе и двуперстие, которое уже позже, в XII–XIII вв., были заменены самими греками, что и вызвало расхождение между старорусскими и новогреческими церковными обрядами». На страницах 54–55 автор ссылается на блаженного Феодорита епископа Кирского — участника III-го Вселенского собора в Ефесе (431 г.), который свидетельствует о том, что в эпоху Вселенских соборов православные христиане использовали двуперстное крестное знамение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий