среда, 4 января 2017 г.

Поучение на предпразднество Рожества Христова

Продолжаем публикацию перевода Великих Миней Четьих митрополита Макария.
Том 13 (1). Месяца декабря в 24-й день. 
Будьте знающими, братья, что в этот день пост пред празднеством Господним. А пост для того, чтобы с благоговением и чистотою собрались вы в церковь в шестой час, поправ гнев, очистив плотские скверны, отвергнув все неподобающие дела, чтобы быть достойными, чистыми устами и непорочным сердцем причаститься тела Божия — он в него облекся ради нас и обнищал по своей воле. Видя, что мы погрузились в море греховной злобы и отдали себя в рабы диаволу бесстыдными делами, он не мог видеть нас впавшими в такое бедствие. Преклонил небеса, сошел без порока и без смешения в утробу Пречистой Девы вселился, Слово Божие безначальное стало плотию человек, стало иметь две природы, желая обновить человеческий род и ввести в первое райское состояние, от которого отпали, когда послушали врага. Из зависти обманув прадеда нашего Адама, первого человека, он ввергнул его в смертное житие. Потому-то и сошел к нам Сын Божий, безначальный, без конца, без начала, что имел первое рожество от Отца без матери, второе же ради нас без отца от матери воплотился. Радуясь его воплощению, будем праздновать память пречистых его прадедов по плотскому рожеству, я имею в виду великого Авраама, Исаака, Иакова, чьи имена помянул евангелист, а также во пророках дивного Данила и трех отроков, Ананию, и Азарию, и Мисаила. Облекшись в броню веры, они укротили ярость зверей, с верою и чистотою соединившись, нетленными венцами украсились Христовы мученики и праведники. Тех, кто в силу их веры и добрых дел были названы друзья Богу. Вот их были дела: странников принимали, нагих одевали, потому и память их тресветла. Да и мы, братья, будем ревностно подражать тем добрым делам и подвигнем себя совершить их, чтобы быть друзьями Богу и сыновьями его царствия. И те были такими людьми из плоти, как мы, но они возненавидели угождение плоти и направили свои тела не на сладости плотские, не на питье, ни на спанье, но на пощение, и на бдение, и на поклонение всегдашнее. Вот им и надо завидовать и подражать, а не ворам, ни пьяницам, ни злодеям, кому уготована мука с диаволом, пусть избавит нас от нее Господь Бог наш, ему слава, Отцу и Сыну и Святому Духу, сейчас и всегда и в веки векам, аминь.

Том 13 (2). Слово в навечерие Рожеству Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия, единородного, того, кто был от Отца рожден прежде всех веков, кем все было создано.
Поучение во святых отца нашего Кирила и архиепископа Иерусалимского от Еврейского послания: «По частям и в различных образах в древности Бог говорил с отцами через пророков, а на конец этих дней говорил с нами через Сына».
1. О нашей надежде на Исуса Христа содержится достаточно в том, что я передал вам во вчерашней беседе. И не просто веровать во Христа или считать его одним из многих, с определенной целью называемых христами. Они были помазанниками, а это истинный Помазанник, не при помощи людей ставший святителем, но всегда архиерейское достоинство от Отца имея. И поэтому преждеутвержденная вера, да не мним его одним от простых помазанников, добавила верующим разума, что веруем в единого Господа Исуса Христа, Сына Божия единородного.
2. И далее, когда слышишь о Сыне, понимай, что речь идет не о сотворении, но о рождении. Сына единородного, другого брата нет: потому и называется единородным, что в божественном достоинстве и рождении Отцом брата не имеет. Сына же Божия называем не сами от себя, но сам Отец Помазанного Сыном именовал. А истинно то наименование, что от отца дается детям.
3. Вочеловечился тогда Господь наш Исус Христос, но многими не был узнан. И вот, желая научить тому, чего не знали, собрав учеников, он вопрошал их: «Как обо мне говорят, кто я, Сын Человеческий?» Не возвеличивая себя, но желая показать им истину, чтобы не получилось так, что, живя вместе с Божиим Сыном единородным, они пренебрегут им как каким-то простым человеком. Они ответили: «Одни Илией, другие Иеремией». Он сказал им: «Они, не зная меня, говорили». А вам, апостолам, тем, кто моим именем прокаженных очищали, и бесов изгоняли, и мертвых воскрешали, не годится не знать того, кем вы творите чудеса. Все замолчали — ибо выше человека такой вопрос — Петр, первый в ряду апостолов и верховный проповедник церкви, не ложными словами, и не человеческой мыслию убежден, но от Отца просвещен умом, сказал ему: «Ты — Христос», не просто, но «Сын Бога живого». За этим словом следует блаженство: ведь это слово в своей истине выше человека, и на сказанном лежит печать, подтверждающая его истинность, ибо ее открыл Отец. Вот что сказал Спас: «Ты блажен, Симон, сын Ионы, что плоть и кровь не явили тебе, но Отец мой, кто на небесах». Ведь кто знает Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия, тот блаженству причащается, а отметающийся Сына Божия окаянен и грешен.
4. И опять же, слыша «Сын», не думай, что говорится это в переносном смысле; речь идет об истинном Сыне, Сыне по природе, не от рабства восшедшем к усыновлению, но о вечнорожденном таким образом, что это недоступно для проникновения и понимания. И когда слышишь о Первенце, не мни по человеческим понятиям: человеческие первенцы и других имеют братьев. Как написано: «Сын первенец мой Израиль». Однако и Рувим, хоть и был первенец, отпал от Израиля: ведь он взобрался на ложе отца, а Израиль Сына Отчего, изгнав из винограда, распял. К другим обращены в Писании слова: «Вы сыны Господу Богу нашему». И такие: «Я сказал: вы боги. И сыновья Всевышнего все». «Сказал», а не «родил». Они через слова Бога приняли сыновство — то, чего раньше не имели. А Он не был чем-то иным, ни стал чем-то иным, но родился вначале от Отца Сын, превысший всякого начала и веков, и по всему подобен Родившему: Он всегда есть, как и Отец, Он жизнь, от жизни рожден, и свет от света, и истина от истины, и премудрость от премудрости, и царь от царя, и сила от силы, и Бог от Бога.
5. Если слышишь Евангелие, говорящее: «Книга родства Исуса Христа, Сына Давыдова, сына Авраамова», — то понимай, что это относится к плоти. Сын Давыдов появляется к концу времен, а Сын Божий прежде всех веков. И то он принял, чего раньше не имел, а это, что имеет, всегда имеет, родившись из Отца. Двух имеет Отцов: один, по плоти, — это Давыд, и один, Бог Отец, — по Божеству. Но то, что имеет отношение к Давыду, повинуется времени, доступно для осязания, у него есть родословная, а то, что имеет отношение к Божеству, ни времени не подчиняется, ни месту, не почитается благодаря роду: «Кто опишет род его?» «Дух есть Бог». И, будучи Духом, духовно родил, как безплотный, таким рождением, что недоступно для проникновения и понимания. Сын сам вещает об Отце: «Господь сказал мне: ты мой Сын, сегодня я родил тебя». Это «сегодня» не означает «недавно», а вечное сегодня, вне времени, прежде всех веков. «Из чрева прежде денницы Я родил Тебя».
6. Веруй же в Исуса Христа, Сына Бога Живого, Сына Единородного, и по Евангелию, говорящему: «Ибо так Бог возлюбил мир, что отдал даже Сына своего единородного, чтобы любой, кто верует в него, не погиб, но имел вечную жизнь». И еще: «Тот, кто верует в Сына, не осудится, но перейдет от смерти в жизнь». «А тот, кто не верит в Сына, не увидит жизни, но гнев Божий остается на нем», ведь Он не уверовал в Сына Божия Единородного, свидетельствуя, о ком Иоанн говорит: «И мы увидели его славу, славу единственного сына Отца, полного благодати и истины». Бесы трепетали перед ним и говорили: «Перестань, что тебе до нас, Исус, Сын Бога Живого!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий