вторник, 17 января 2017 г.

Великая вода

Двунадесятый праздник Крещения (Богоявления Господня) является одним из самых мистических и таинственных в христианской Литургике, он также связан со многими народными традициями и приметами. Однако в центре Богослужения этих дней находится освящение воды, символизирующее Крещение Христово. Христиане прибывают в этот день в храмы не только принести Богу молитву, но и с целью соприкосновения с великой святыней — Богоявленской водой великого освящения. Наш сайт публикует статью историка Глеба Чистякова, посвященную некоторым сторонам освящения и употребления Богоявленской воды.
 

Когда освящается Богоявленская вода?

Хотя освящение воды в праздник Богоявления совершается сотни лет, в последние десятилетия, видимо, под влиянием господства безбожной власти некоторые церковные истины, благочестивые обычаи и отеческие предания, связанные с этим праздником, к сожалению, стали забываться. Современные авторы замечают, что на их место приходят учения и мнения, заимствованные из мирской жизни, из практики инославных конфессий.
Среди таких сомнительных заимствований находится учение «о трех водах», которое гласит, что есть три вида святой воды. Наивысшей степенью освящения обладает вода, освященная в навечерие Богоявления. Эту воду можно использовать только в течение трех часов после чина водоосвящения. Однако после трех часов хранить и пить ее больше нельзя. Второй степенью освящения обладает вода, освященная в сам день Богоявления. Эту воду можно хранить и потреблять в течение всего следующего года. Третей степенью святостиобладает вода, освященная во время обычного водосвятного молебна или освящаемая первого августа. Ее можно потреблять также в любое время.
 

Действительно ли существует три степени освящения воды?

Старообрядческие и древнерусские источники говорят о другом. Исчерпывающий ответ на эту тему мы можем найти в многочисленной дореволюционной старообрядческой литературе. Здесь уместно привести отрывок из журнала «Златоструй» за 1912 годы, этот же ответ перепечатан в журнале «Духовные ответы» за 1997 годы и некоторых других изданиях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий