вторник, 26 апреля 2016 г.

Страстная седмица

Последняя неделя Великого поста носит название Страстной седмицы. Каждая из предыдущих недель была посвящена определенной «теме» (например, четвертая — Крестопоклонная), но теперь время как бы спрессовывается. В большинстве старообрядческих храмов идет непрерывная череда служб, начавшихся еще в Лазареву субботу.

Сборник «Страсти Христовы»

В старообрядчестве большое распространение имела книга «Страсти Христовы», которую читали всей семьей на Страстной седмице. Основой книги является апокрифическое «Евангелие от Никодима» (II век от Р. Х.) Это сказание стало также источником и богослужебных текстов, например, службы Великой Субботы и иконописных сюжетов.
Книга «Страсти Христовы» с миниатюрамиКнига «Страсти Христовы» с миниатюрами
Этот сборник рассказывает о последних днях земной жизни Спасителя, Его страданиях, смерти, схождении во ад и воскресении. Особенно подробно описывается то, о чем вкратце или совсем не говорится в канонических Евангелиях. Это главы «О поставлении друга Христова Лазаря архиереом в Китейский град», «О совете первосвященников и книжников жидовских на Господа нашего Исуса Христа», «О сошествии предотечи и крестителя Господня во ад», «О возвещении Господа нашего Исуса Христа Пречистой своей Матери, яко идет на страсть вольную, и о поручении ея женам-мироносицам», «О болезни Иуды», «О пришествии Пречистыя Богородицы и жен-мироносиц к Пилату», «О соборе жидовском», «О плаче Пресвятыя Богородицы, стоявшей у креста Господня», «О пришествии благообразного Иосифа от Аримафей во Иеросалим и снятии со креста тела Исусова», «О сошествии Христовом во ад и об изведении праведных в рай», «О совете жидов убить Иосифа, и о возвещении им о Христе, яко воскресе от мертвых», «О пришествии из Иеросалима в Рим к Тиверию кесарю Марфы, Марии и сестер Лазаревых», «О раскаянии и страдании Пилатове», «О гибели первосвященников Анны и Каиафы».
Известно множество рукописных копий книги «Страсти Христовы», созданных на Руси в XVII–XVIII вв. Часто они украшались миниатюрами. На рубеже XVIII–XIX веков книга неоднократно печаталась в старообрядческих типографиях во Львове, Почаеве, Супрасле и других местах. Современное издание книги «Страсти Христовы» можно приобрести в книжном магазине на Рогожском, книжных лавках других старообрядческих храмов.

Дни Страстной седмицы

В православной традиции неделя начинается с воскресенья. Каждый день последней недели Великого поста Церковь вспоминает определенное событие священной истории:
  • Вербное воскресенье — торжественный вход Господа в Иерусалим.
  • Великий понедельник — Иосиф Прекрасный, проданный братьями в Египет; евангельское повествование о проклятии бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях, пророчество о разрушении Иерусалима.
  • Великий вторник — притча о десяти девах, пророчество Господа о Страшном суде.
  • Великая среда — предательство Иуды и евангельский рассказ о грешнице, помазавшей ноги Господа драгоценным миром. В этот день заканчиваются земные поклоны за церковной службой (кроме приходных и исходных).
  • Великий четверг — воспоминание Тайной Вечери, на которой было установлено Таинство Евхаристии. Благочестивые христиане стараются накануне сходить на исповедь, чтобы причаститься за Литургией Святых Таин.
  • Великая пятница — моление Спасителя в Гефсиманском саду и Его арест, неправедный суд над Ним, страдания и крестная смерть Господа, Его погребение. Это день великой скорби, Литургия не совершается и трапеза не поставляется.
  • Великая суббота — день покоя, когда тело Господа лежало в гробе.
Таким образом, самые главные службы Страстной седмицы, да и всего церковного года, совершаются в четверг, пятницу и субботу. В этот день верующие стараются, по возможности, оставить все дела, чтобы пойти в храм за службу.

Великий четверг

В народе его называют также Чистым четвергом. Соответственно в этот день хозяйки занимаются генеральной уборкой. А может быть название говорит как раз о том, что все должно быть убрано заранее, чтобы пойти в храм хотя бы к службе Страстей Христовых?
В Великий четверг Церковь вспоминает Тайную Вечерю, на которой Господь установил Таинство Евхаристии. Утренняя служба в этот день бывает длиннее обычного, потому что Литургия Василия Великого совершается на вечерни. Вместо Херувимской песни поется тропарь:
Ве́чери Твое́й та́йней дне́сь Сы́не Бо́жии прича́стника мя приими́. Не пове́м бо враго́м Твои́м та́йны Твоея́, не лобза́ния Ти дам я́ко Ию́да. Но я́ко разбо́йник испове́даяся вопию́ Ти, помяни́ мя Го́споди во Ца́рствии Си.
В этот день за Литургией приготовляется годовой Агнец (запасные Святые Дары для причащения больных и умирающих вне времени совершения Литургии). Это обычай, существовавший в Древнерусской церкви, сохранился и у старообрядцев-поповцев.
Икона омовение ног из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г.Икона омовение ног из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г.
Из Евангелия от Иоанна мы знаем, что в начале Тайной Вечери Господь омыл ноги своим ученикам, показывая пример служения ближним.
Хотя́и пе́рвыи бы́ти, да бу́дет после́днии, и влады́ка я́ко слуга́, — поется в стихере Великого четверга.
В память об этом древнерусские Уставы содержат «Чин омовения ног»: в соборе епископ омывал ноги двенадцати священникам, в монастыре игумен — братии. В новообрядческой церкви этот чин, не совершавшийся на протяжении XX века, в настоящее время восстанавливается. В старообрядчестве этот обычай не сохранился.
Вечером в четверг совершается павечерница и утреня Великого пятка (в церковной традиции день начинается с вечера). Благочестивые христиане стараются отложить все дела и придти на службу Страстей Христовых. Это одно из самых важных богослужений церковного года, когда читается двенадцать Евангелий, повествующих о страданиях, крестной смерти и погребении Господа. Молящиеся внимают им, держа в руках зажженные свечи. Перед Евангелием и после него хор поет «Сла́ва страсте́м Твои́м, Го́споди» (земной поклон). Евангелия чередуются с антифонами — особенными стихерами, которые попеременно исполняют правый и левый крылос.
Четырехчастная икона Страсти Христовы. Новгородская таблетка из Софийского собора. XV векЧетырехчастная икона Страсти Христовы. Новгородская таблетка из Софийского собора. XV век
В новообрядческой церкви вошла в употребление так называемая Пассия (passio — страдание лат.) — квазианалог службы Страстей Христовых. Авторство Пассии приписывается митрополиту Петру Могиле, однако сам Акафист Страстям Христовым, являющийся центром Пассии, сочинен архиепископом Херсонским Иннокентием (Борисовым), сравнительно недавно — в 19 веке. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно. Совершается она по другому графику, нежели служба страстей Христовых. Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу Евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. Однако бывают случаи, что в некоторых местах Пассию совершают каждый день. Критики этого Богослужения, например, архимандрит Киприан (Керн) отмечают латинское происхождение этой службы. Другие авторы отмечают нелогичность проведения этого богослужения в первых неделях Великого Поста, поскольку молитвословия Страстей Христовых в это время нарушают линеарность и последовательность годового богослужебного круга.

Великая пятница

Утром в Великую пятницу не бывает Литургии, а совершаются Царские часы. Они намного продолжительнее обычных, ведь помимо псалмов, содержащих пророчества о крестных страданиях Господа, читаются также паремия, Апостол и Евангелие. Особенностью Царских часов Великого пятка можно назвать то, что в этой службе повторяются многие стихеры и Евангелия, читавшиеся накануне вечером. Словно второй шанс для тех, кто не смог вечером прийти в храм.
Вечером в пятницу совершается вынос на середину храма Плащаницы — писаной или шитой иконы, изображающей положение Господа во гроб. Затем совершается Боготелесное погребение: при чтении 17-й кафизмы поются краткие стихи, полные глубокого смысла и умиления.
Шитая икона — ПлащаницаШитая икона — Плащаница
Затем начинается утреня Великой субботы, на ней читается канон, написанный несколькими авторами: преподобным Космой Маиумским (братом преподобного Иоанна Дамаскина), Марком, епископом Идрунтским и инокиней Кассией. Он полон такого глубокого смысла, что будет повторен еще раз, в начале пасхальной службы перед Крестным ходом. Чтобы и те, кто не смог помолиться ранее за службами, а пришел только на пасхальную, услышал вдохновенные и торжественные слова канона, объясняющего смысл и значение предпасхальных событий. Ведь только после скорбных и торжественных служб Страстной седмицы открывается в полной мере торжество и радость Пасхи!
В конце вечерней службы в некоторых храмах совершается Крестный ход, после которого верующие возвращаются в храм и прикладываются к Плащанице. В это время поется трогательная «надгробная» стихера:
Прии́дете ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго, и́же в нощи́ к Пила́ту прише́дша, и Живота́ все́х испроси́вша. Да́ждь ми Сего́ стра́ннаго, и́же не имее́т где главу́ подклони́ти. Да́ждь ми Сего́ стра́ннаго, Его́же учени́к лука́вый на́ смерть предаде́. Да́ждь ми Сего́ стра́ннаго, Его́же Ма́ти зря́щи на Кресте́ ви́сяща, рыда́ющи вопия́ше, и ма́терски крича́ше. Увы́ мне Ча́до мое́, увы́ мне, Све́те мой, и утро́бо моя́ возлю́бленная. Симео́н бо прорече́, сбы́сться днесь глаго́лющее в це́ркви. Твое́ се́рдце ору́жие про́йдет. Но в ра́дость Воскресе́ния Твоего́ плач преложи́. Покланя́емся Страсте́м Твои́м Христе́, покланя́емся Страсте́м Твои́м Христе́, покланя́емся Страсте́м Твои́м Христе́ и свято́му Воскресе́нию. (3 земных поклона).

Великая суббота

Утром в храме читаются часы, как перед обычной службой, но Литургия совершается после вечерни. На ней поются воскресные и особенные пасхальные стихеры «Днесь ад, стоня́ вопие́т, разруши́ся моя́ власть…» Священник и диакон надевают светлые, праздничные облачения, женщины стоят в белых платках.
На вечерни читается 15 паремий — отрывков из ветхозаветных книг, в которых рассказывается о сотворении мира, пасхе ветхозаветной, содержатся пророчества и прообразы Пасхи новозаветной. Чтение множества длинных паремий сохранилось с тех времен, когда накануне Пасхи совершалось крещение оглашенных. Происходило это во время службы, когда христиане слушали паремии. Затем они торжественно встречали новопросвещенных пением «Ели́цы во Христа́ крести́стеся, во Христа́ облеко́стеся. Аллилу́ия!» Так начинается Литургия и в наши дни.
Херувимская песнь в этот день особенная, написанная святителем Василием Великим:
Да молчи́т вся́ка плоть челове́ча, и да стои́т с стра́хом и тре́петом, и ничто́же земна́го в себе́ да помышля́ет. Царь бо ца́рствующим, и Госпо́дь госпо́дствующим, Христо́с Бог наш происхо́дит закла́тися, и да́тися в снедь ве́рным. Предъи́дут же Сему́ ли́цы А́нгельстии, со все́ми Нача́лы и Властьми́. Многоочи́тая Херуви́м, и шестокри́льная Серафи́м, ли́ца закрыва́юще, и вопию́ще песнь. Аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия.
После умеренной, скромной трапезы и отдыха совершается павечерница с каноном «На боготелесное погребение и плач Богородицы», написанным в X веке Симеоном Логофетом. В некоторых местностях богомольцы, издалека приезжающие в храм к святому Празднику Пасхи, после павечерницы оставались в храме до начала Светлой заутрени. Во время ожидания читали вслух книгу Деяний апостольских. В настоящее время этот обычай постепенно уходит, ведь почти все имеют возможность приехать в храм ближе к полуночи, на машине.
В новообрядчестве принято освящать яйца и куличи днем в Великую субботу. Старообрядцы делают это после окончания Пасхальной службы, рано утром в воскресенье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий