суббота, 11 июня 2016 г.

Память святых отец первого Вселенского собора

В 7-ю неделю по Пасхе Церковь празднует память старейших учителей и столпов Православия — святых отцов, участников первого Вселенского собора. Среди них встречаются имена всем известных и широко прославленных святителей: патриарха Александра Александрийского, Николы Чудотворца, Спиридона, Тримифунского чудотворца, святителя Афанасия Великого, Силивестра, папы Римского и других.
Отцы Церкви. Миниатюра, XII в.Отцы Церкви. Миниатюра, XII в.
Когда при императоре Константине Великом (272-337) христиане получили, наконец, свободу вероисповедания, при прекращении гонений со стороны языческого мира для Церкви Христовой возникла новая, не менее серьезная опасность: чуждые философские тезисы и превратные мнения проникали в христианство и искажали основы спасительного апостольского проповедания. Вчерашние язычники, принимавшие христианство, как государственную религию, не имели уже ни тех твердых убеждений, ни готовности к ежедневному самопожертвованию, которыми  отличались первые христиане.
Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Исуса Христа.
По повелению императора был созван в 325 году первый Вселенский собор в городе Никее. На него собрались 318 святителей, в том числе и епископы–исповедники, претерпевшие страдания в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых — святитель Никола Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин «Единосущный Отцу», навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Исуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий