В традиционной культуре рукописная книга не просто «пишется», но «строится», подобно добротному дому. Писец-каллиграф копирует набело текст, зограф-живописец рисует «лица», златописец украшает манускрипт драгоценным письмом. Готовая рукопись сшивается и «одевается» переплетчиком. О материалах и технике книжного «строения» в Древней Руси, Византии и в старообрядчестве расскажет наша сегодняшняя статья.
***
Иваново перо, перо лебединое.
Писцовая запись (НБ МГУ, Верх. собр., № 1117, л. 16)
Книгу, как и дом, нельзя «построить» без соответствующих инструментов. Инструментарий средневекового книгописца достаточно подробно представлен в книжной и иконной живописи христианского Востока. Например, мы можем видеть его на миниатюре с изображением апостола Луки из Остромирова Евангелия — древнейшей из сохранившихся кириллических книг (не считая «Новгородской Псалтири»). Писчие принадлежности апостола размещены на специальном столике.

За исключением приспособлений для линовки пергамена, инструменты писца-каллиграфа, работающего в традиционной манере, дошли до наших дней практически в неизменном виде. В скитах старообрядцев-часовенных, раскинутых в бассейне Енисея, их используют по сей день.
Читать далее: http://ruvera.ru/articles/o_knijnom_stroenii
Комментариев нет:
Отправить комментарий