Целомудренно да начну писати
Чудеса Твои предивные зело.
Из Азбучной молитвы
Чудеса Твои предивные зело.
Из Азбучной молитвы
Как известно, именно благодаря старообрядчеству искусство славянской рукописной книги не только благополучно пережило Средние века, но и сохранилось вплоть до наших дней. Впрочем, увлечение традиционной каллиграфией уже давно вышло за конфессиональные рамки и скитские стены, перекочевав в дизайн-студии, художественные центры и на арт-площадки. За последние 10 лет по всей России прошло множество мастер-классов, появились каллиграфические кружки и даже целые школы — только в столице их более десятка. Одной из таких школ является удивительный уголок в самом центре Москвы — Скрипторий на Берсеневской набережной. Наш сегодняшний рассказ — о нем.
***
Взоры профессиональных художников славянская каллиграфия стала притягивать еще со второй четверти XIX столетия, когда в России, как и повсюду в Европе, на волне национального романтизма пробуждается интерес к культуре и искусству Средних веков. Одним из первых к ней обратился зачинатель «русского стиля» Федор Солнцев. В начале XX в. ее активно использовали в своем творчестве представители русского художественного ретроспективизма: Виктор Васнецов, Иван Билибин, Елизавета Бём и др. В те же годы творил и самый плодовитый из «книжных дел мастеров» — Иван Блинов, чье творчество явилось связующим звеном между традициями старообрядческой книжности и модерном. Будучи в упадке в советское время, данная традиция, однако, не исчезла.
Библиотека
В 2000-е гг. интерес к исторической каллиграфии вновь пошел в гору — ведь в бурном потоке жизни современного мегаполиса так хочется прикоснуться к чему-то вечному и прекрасному, а в традиционной культуре за каждой буквой скрывается целый мир — мир, исполненный мудрости, гармонии и красоты: здесь и таинственный квадрат-палиндром «сатор арепо», и загадочные «крестные» аббревиатуры деревянных голгоф Русского Севера, и азбучные молитвы, и буквенная цифирь, и «крюками» нотированый алфавит.
Окунуться в волшебный мир древних письмен теперь можно и в одном из старейших зданий Москвы — в палатах думного дьяка Аверкия Кириллова (втор. пол. XVII в.), куда в прошлом году переехала Школа исторической каллиграфии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий