Сергей Васильевич Максимов (25 сентября 1831 — 3 июня 1901) — этнограф-беллетрист, почетный академик Петербургской академии наук (1900). Он совершил ряд этнографических экспедиций по Владимирской, Нижегородской, Вятской, Смоленской, Могилевской, Витебской, Виленской и другим губерниям, к Белому морю, на Амур, на берега Каспийского моря и на Урал, в результате которых вышел ряд книг. Уже после смерти ученого, в 1903 г., вышел том его этнографического сочинения «Нечистая, неведомая и крестная сила». Представляем весьма интересное описание традиций, связанных с постами на Руси. Что такое «постная» посуда? Как в народе относились к священникам, дающим поблажки в пище во время поста при болезни? Как постились грудные детки и с какого возраста для них начинался пост наравне со взрослыми? Необходимо отметить, что автор наблюдал и записывал обычаи верований как крестьян-старообрядцев, так и приверженцев господствующего вероисповедания — РПЦ. Именно поэтому рядом описаны обычаи «понедельничать» (это старообрядческая традиция) и причащаться девицам без платка с распущенными волосами (традиция древняя, но не прижившаяся у староверов). Публикуем с сокращениями.
***
Наш народ не только соблюдает посты во всей строгости церковного устава, но идет в этом отношении значительно далее, устанавливая сплошь и рядом свои постные дни, неизвестные церкви. Так, почти в каждом селе, в каждой деревне можно встретить благочестивых старух и стариков, которые «понедельничают», т. е. кроме среды и пятницы постятся и по понедельникам. (Обычай «понедельничать», конечно же, был известен старообрядческой церкви — прим. ред.) Некоторые же в своей душеспасительной ревности доходят до того, что за несколько лет до смерти или перестают совсем есть скоромное, или налагают на себя пост, в частности, никогда, например, не едят мяса, молока, яиц, рыбы; не едят ничего с маслом, будь то скоромное или постное; безусловно, воздерживаются от вина; дают обет никогда не есть яблок, картофеля, не пить квасу и прочее.
Наряду со стариками добавочные посты налагают на себя и девушки, которые «вылащивают» женихов. До какой степени педантично крестьяне соблюдают свои обеты, можно судить по следующему, очень характерному случаю, рассказанному одним священником Вологодской губернии. Какая-то деревенская старушка признавалась этому священнику на духу, что окаянный смутил ее и заставил в пост есть «скором». На вопрос же священника, что именно она ела, старушка поведала, что ела редьку, семена которой перед садкой были рощены в молоке. На том же основании крестьяне считают непростительным грехом пить постом чай с сахаром: чай и сам по себе напиток полугреховный, а с сахаром он считается, безусловно, скоромным, так как сахар, по понятиям крестьян, приготовляется из костей животных.
При таком аскетически-строгом отношении к постам неудивительно, что и молоко матери считается для грудных ребят тоже греховной «скоромью», и еще недалеко ушло то время, когда в крестьянских избах стон стоял от ребячьего крика, так как во время строгих постов грудных детей кормили постной пищей, приказывая матерям не давать им груди. Теперь, к счастью, это обыкновение повсеместно вывелось, и хотя молоко матери по-прежнему признается греховной «скоромью», но грех этот считается небольшим и падает он не на младенца, а на мать. Зато и теперь дети, уже отлученные от груди, обязательно должны соблюдать посты наряду со взрослыми.
Читать далее: http://ruvera.ru/articles/tradicii_postov
Комментариев нет:
Отправить комментарий