
Память святителя Иоанна Златоуста, патриарха Царьграда, установлена ежегодно 26 ноября (13 ноября по строму стилю) в честь годовщины его восшествия на архиепископскую кафедру. Святителя Иоанна Златоуста святые отцы именуют «устами Христовыми, светилом всемирным, вселенским учителем». Иоанн Златоуст был родом из Антиохии. Он учился у лучших философов и риторов. С 398 года Иоанн Златоуст — архиепископ Константинопольской церкви. Он был величайшим проповедником и оставил нам огромное богословское наследие. Произведения Иоанна Златоуста признаются исследователями как важнейшие источники по истории Антиохии IV века.
Содержание
Священническое служение инока Иоанна и богословские труды
Святитель Иоанн Златоуст — архиепископ Константинопольский
Гонения на архиепископа Иоанна Златоуста
Преставление архиепископа Иоанна Златоуста
Почитание святителя Иоанна Златоуста. Тропарь и кондак
Святитель Иоанн Златоуст. Иконы
Храмы во имя святителя Иоанна Златоуста на Руси
Старообрядческие храмы во имя святителя Иоанна Златоуста
Святитель Иоанн Златоуст — архиепископ Константинопольский
Гонения на архиепископа Иоанна Златоуста
Преставление архиепископа Иоанна Златоуста
Почитание святителя Иоанна Златоуста. Тропарь и кондак
Святитель Иоанн Златоуст. Иконы
Храмы во имя святителя Иоанна Златоуста на Руси
Старообрядческие храмы во имя святителя Иоанна Златоуста
Священническое служение инока Иоанна и богословские труды
Святитель Иоанн Златоуст (Златоустый), архиепископ Константинопольский, — один из трех Вселенских святителей. Родился около 347 года в Антиохии, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать Иоанна, Анфиса, в двадцать лет осталась вдовой. Она приняла решение больше не выходить замуж, а посвятить себя воспитанию сына в христианском благочестии. Юный Иоанн учился у лучших философов и риторов того времени. Одним из его учителей был представитель софистики, руководитель риторической школы в Антиохии — Либаний (314-193 гг.). Иоанн с ранних лет обратился к изучению Священного Писания и молитве. В 367 году он принял святое крещение от своего наставника Антиохийского епископа Мелетия (ум.381 г.). Спустя три года Иоанн был рукоположен в чтеца. В 372 году епископ Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом (328-378 гг.). Иоанн вместе с Феодором (ок. 350-428 гг.; впоследствии епископ Мопсуестийский) учился в богословской Антиохийской школе у пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.
Когда преставилась мать Иоанна, он принял иноческий постриг. Вскоре Иоанна посчитали достойным для епископского сана. Однако он предпочел не становиться архиереем. В этот период Иоанн написал свой великий труд «Шесть слов о священстве». Он провел четыре года в пустыни, где создал такие произведения, как «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение инока с царем» («Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни»), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два с половиной года он подвизался в молчании, находясь в пещере.
Когда Иоанн вернулся в Антиохию, епископ Мелетий поставил его в диакона (381 год). Иоанн создал такие богословские труды, как «О Провидении» («К Стагирию подвижнику»), «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников». В 386 году Иоанн был рукоположен в пресвитера епископом Антиохийским Флавианом (320-404 гг.). Пресвитер Иоанн стал блестящим проповедником Слова Божия. За свой дар Богодухновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». В течение двенадцати лет дважды в неделю, а бывало и ежедневно, Иоанн проповедовал в церкви при большом стечении людей. В это время он написал толкования на ряд книг Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Кроме того пресвитер Иоанн имел попечение о бедных: Антиохийская Церковь ежедневно обеспечивала пищей до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. В начале Великого поста 388 года пресвитер Иоанн начал толкование книги Бытия, которое закончил в конце октября. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно произносил проповеди.
С Пасхи следующего года Иоанн начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к римлянам и к коринфянам. С 393 года он обратился к Посланиям к галатам, ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к ефесянам Иоанн обличал антиохийский раскол: «Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух».
Читать далее: http://ruvera.ru/ioann_zlatoust
Комментариев нет:
Отправить комментарий