среда, 17 августа 2016 г.

О. Михаил Родин: «А в чем же у нас вера различается?»

Развитие взаимодействия между старообрядческими согласиями, контакты Русской Православной старообрядческой Церкви и Русской Православной Церкви по вопросам каноничности иерархий, диалог Русской Древлеправославной Церкви с восточными старостильными церквями актуализировали богословскую проблематику вероисповедальных различий между этими конфессиямиДоклад настоятеля старообрядческого храма в г. Балаково, руководителя просветительского отдела РПсЦ иерея Михаила Родина о разнице в богословии «старой» и «новой» веры прозвучал в рамках ежегодных образовательных чтений во Ржевской обители.
Иерей Михаил РодинИерей Михаил Родин


В древности слово «ересь» не имело негативного оттенка

Тема богословской разницы между старообрядчеством и новообрядчеством нужная и актуальная. Нас часто спрашивают: вот вы такие-сякие старообрядцы, обрядоверы, зацепились за пальцы. Рассуждаете, сколькими перстами креститься, а в остальном вы ничего не понимаете. Не понимаете того, что вы отделяетесь от православной церкви (РПЦ — прим. ред.), несмотря на то, что  учение у нас одно, — говорят нам никониане, — и различий богословских как таковых нет. И я думаю, не я один сталкивался с такими вопросами. Скорее всего, у каждого были такие беседы. А в чем же у нас вера различается?
Вопрос действительно важный, и важно правильно понять его. Никониане обижаются на нас за то, что мы называем их еретиками, они говорят: вот старообрядцы считают нас даже не раскольниками, а еретиками. Это все по причине непонимания слова «еретик». Слово еретик — от слова ересь, что с греческого означает «узкий толк, направление, школа». Обычно этим словом назывались какие-то философские течения. Например, у Аристотеля была своя ересь, у Плутарха — своя, то есть свои школы, свои последователи. И, допустим, в Священном Писании употребляются такие выражения, как «ересь фарисейская», «ересь саддукейская», слово «ересь» не имело негативного оттенка, это было просто нейтральное слово, которое обозначает школу.
Так вот, в Церкви не должно быть никаких школ, церковь должна быть единой, потому что у нас один Учитель и мы все его ученики. У нас не может быть ереси Павловой, ереси аполосовой, ереси никоновой, ереси несторовой, ереси ариевой, у нас один Учитель, и мы его ученики, в одном учении один Господь, одна вера, одно крещение, должно быть так. Но ереси бывают разных чинов, так учит нас святитель Василий Великий. Бывает ересь первого чина, когда искажается основа веры, искажается учение о Боге, учение о Троице, о Божестве. Ересь второго чина, когда искажаются, так сказать, вопросы предания, обрядов, канонов, вещи, по сути, тоже важные, но не затрагивающие самих основ вероучения. Обычно это так называемые раскольники. Ересь третьего чина, когда ничего не искажается, новых учений не появляется, но просто люди по любопрению, по честолюбию, по гордости отделяются от церкви, начинают отдельно молиться, отдельно служить, — это называется раздором. В качестве примера могу привести следующее: раздор был у беглопоповцев, у нас вера с ними одинаковая, учение одно, одинаковое богослужение, из-за гордости, из-за любопрения, разные чаши так сказать, мы с ними вместе не молимся и не причащаемся.
Так вот, никониане нас обвиняют, что мы называем их еретиками, они обвиняют нас, не понимая, что такое ересь. А ересь — это всякое отделение от единства Церкви. И почему оказывается, что от этой единой Церкви отделяется кучка людей, у которых свой учитель Несторий или Арий, Никон или какой-нибудь еще ересиарх, и за этим учителем идет какая-то группа людей, поклонников, за своим лидером, и отделяются от церковного единства, которое было изначально. Если такой вопрос возникает, что мы считаем их еретиками, да, мы считаем их еретиками второго чина. И самое главное, они организуют свой толк, который отпочковывается от основной веры, которая была на Руси изначально.

Комментариев нет:

Отправить комментарий